«А оно мне надо?» — кто в компании инициирует стратегическую сессию?

Для того, чтобы стратегическая сессия в компании состоялась, кто-то в компании должен чётко для себя решить, что такое мероприятие необходимо. Кто эти люди, направляющие свои компании на рельсы развития? Какие должности они занимают? Какими мотивами руководствуются? В предлагаемой Вашему вниманию статье разберём несколько кейсов из нашей практики.

 

Хотим сразу уточнить, что настоящими инициаторами стратегической сессии в компании не обязательно могут быть «лица, принимающие решения» — владельцы подписей и владельцы бюджетов, совсем нет. Инициатор стратегической сессии — это, как правило, «владелец боли» — сотрудник, который хочет изменить текущую ситуацию в лучшую сторону и прикладывает к этому свои усилия.

 

Так уж получилось, что основную группу инициаторов стратегической сессии представляют Директора по развитию. В ряде случаев на визитках у этих людей написано совершенно другое — Главный бухгалтер, ИТ-директор и даже менеджер по персоналу. Но это как раз та ситуация, когда содержание определяет форму, а не наоборот.

 

Все в компании знают, что все вопросы развития — именно к этому человеку. Это тот самый «корпоративный непоседа», которому «больше всех нужно». В любых инновациях и нововведениях — участвует именно он / она. Почему? Да просто этому человеку всё интересно, это талант в управленческом смысле — производительность труда этого сотрудника на 20-30% выше, чем принято по его должности. Такой сотрудник выполняет свои регулярные обязанности с более высокой скоростью, у него остаётся время, которое может быть использовано на вопросы развития.

 

Директор по развитию (по должности или по содержанию выполняемой работы) всегда находится в поиске — новых идей, новых подходов. Сложно оказывать влияние на людей, даже имея на визитке должность «Директор по развитию» — в конечно итоге, это такой же точно директор, как и все другие директора — по маркетингу .по финансам, по персоналу, по производству и т.д. Если же у тебя нет должности, но оказывать влияние всё равно нужно, прививать людям новые управленческие привычки всё равно нужно — вот здесь у директоров по развитию действительно возникает пространство для творчества. Стратегическая сессия – как раз тот инструмент, использование которого радикально повышает вероятность реализации важных для компании проектов — это как раз то. что нужно директору по развитию. Приказать людям выполнять проекты он не может, это просто бессмысленно. А вот вовлечь людей в масштабный разговор о проектах — это интересный подход, и директора по развитию активно им пользуются.

 

Кроме того, в результате проведения стратегической у директора по развитию возникает несколько системных механизмов, обеспечивающих работоспособность контура «Развитие»: стратегический комитет, проектный комитет, проектный офис, образующие вместе управленческую конструкцию под названием «Проектный конвейер». Стратегическая сессия погружает всех топ-менеджеров в эту методологию, и серьёзного сопротивления при внедрении уже не происходит.

 

Значительную группу инициаторов стратегической сессии составляют собственники компаний. Как правило, они приходят к необходимости проводить стратегическую сессию  в тот момент, когда набор собственных управленческих инструментов у них уже исчерпан, а необходимого повышения КПД в работе компании не наблюдается. Если собственник уделяет достаточно времени подготовке к стратегической сессии, лично участвует в отдельных этапах процесса, результаты от стратегической сессии появляются ещё до её непосредственного проведения. И это ещё сильнее мотивирует собственника.

 

В голове собственника всегда есть целая гроздь недодуманных и недореализованных решений. Собственник регулярно к ним возвращается, но практически никогда не бывает достаточно ресурсов времени, нужных и важных деталей, чтобы принять решение. Так и носятся эти решения в голове собственника до тех пор, пока не скиснут, пока от них уже не будет тошно.

 

В этом смысле стратегическая сессия позволяет освободить голову от всех этих недоделанных решений — все они переводятся в формат гипотез, предположений, альтернативных вариантов развития. В процессе подготовки к стратегической сессии эти недоделанные решения обретут необходимые детали, появится чёткость, появится возможность принять решение. Самое главное, что принимать решение (соглашаться или не соглашаться с представленной гипотезой) будет не сам собственник — это будут делать присутствующие на стратегической сессии сотрудники компании — те люди, которые в дальнейшем и будут его реализовывать.

 

Ещё одна группа инициаторов стратегической сессии — это директора по персоналу. Фактически, это директора по развитию, но с иной должностью на визитке. Истинная задача управления персоналом состоит в создании таких управленческих условий, в которых людям выполнять серьёзные задачи в нашей компании будет интереснее, почётнее, выгоднее, чем в какой-то другой компании. С точки зрения управления персоналом, компания не может гарантировать вечную занятость сотрудника. Но при этом компания точно может гарантировать постоянный поток интересных, развивающих, сложных задач, выполняя которые сотрудник развивает и компанию, и себя.

 

Скажем откровенно и с большим сожалением — директора по персоналу не часто демонстрируют такой подход к результативности своего труда. Вместе с тем, те директора по персоналу, которые так живут и так действуют – получают большие возможности. Сама постановка такой задачи предопределяет поиск необходимых для её решения инструментов. Потому что традиционными, одноходовыми, примитивными действиями такую задачу не решишь.

 

Стратегическая сессия оказывается таким директорам по персоналу как раз в помощь. Именно с её помощью директора по персоналу решают задачи вовлечения сотрудников компании в выработку неочевидных, прорывных решений. Также решается и задача исполнения принятых решений и мотивации делать что-то новое.

 

Классный директор по персоналу — именно и истинно занимается управлением персоналом таким образом, чтобы каждая единица усилия каждого человека в компании становилась более результативной, чтобы люди действительно желали сделать больше продукта (по их должности) и продукта лучшего качества — каким бы этот продукт не был.

 

Мы придерживаемся принципа: нет плохих сотрудников. Есть неадекватная текущим задачам управленческая ситуация, которая не создаёт условий для масштабного вовлечения сотрудников в вопросы развития. Стратегическая сессия — это ровно та временная организационная конструкция, которая создаёт такие условия.

 

Мы настоятельно рекомендуем присмотреть к такому инструменту как стратегическая сессия — и прежде всего тем заинтересованным «владельцам боли» в компаниях, которые занимаются развитием:

 

  1. Собственник компании
  2. Генеральный директор
  3. Директор по развитию (по должности или без должности)
  4. Директор по персоналу

 

Хотите изменить свою компанию? Делайте это правильно, с опорой на методологию.

 

Евгений Печёрин

Войти в библиотеку компании
679
Войти
в библиотеку компании