Бремя последней инстанции

Стратегия одной компании (нашего клиента) по итогам проведения стратегической сессии включала такой пункт как «изменение управленческих привычек» руководителей. В рамках специального занятия проводилась своеобразная «управленческая встряска» руководителей, совместное с руководителями рассмотрение ряда моделей менеджмента, воплощающих новые привычки компании, и попытка каждого участвующего руководителя «примерить» эти привычки на себя.

 

Среди этих моделей рассматривались матрица Эйзенхауэра/Кови («важное» vs. «срочное»), решетка «упразднить–снизить–повысить–создать», принцип 80/20, и многие другие полезные управленческие привычки. В числе прочих «привычек» был рассмотрен и так называемый «метод пяти почему», открытый господином Тайити Оно из компании «Тойота». Данный инструмент предусматривает анализ причинно-следственных связей, приводящих к возникновению какой-либо проблемы, с помощью последовательного задавания вопросов «Почему?». Например:

 

  1. Первое почему: Почему размыто изображение на печатной копии документа?
  2. Первый ответ: Потому что ролики принтера грязные.
  1. Второе почему: Почему ролики принтера грязные?
  2. Второй ответ: Потому что отсутствует регулярное обслуживание.
  1. Третье почему: Почему отсутствует регулярное обслуживание?
  2. Третий ответ: Потому что нет ответственного за обслуживание.
  1. И так далее.

 

«Что же должно появиться на пятом уровне, и почему уровней пять?», — спросили у нас участники. Ответ такой — и нам его подсказал отечественный гуру менеджмента Владимир Тарасов — на пятом уровне, при ответе на пятое «почему», должна прозвучать так называемая «моральная причина». Что такое моральная причина? Это понимание того, «где я недоработал, что я недоучел», в связи с чем возникла проблема. Моральная причина — это всегда узревание корня проблемы в нашем отношении к работе, в нашем отношении друг к другу.

 

На нашем занятии случился курьез. Мы разбирали ситуацию с принтером как игровую, как пример, но вдруг оказалось, что в организации нашего клиента есть ровно эта проблема! Перестал работать принтер. Пришлось разбирать уже не пример, но реальную ситуацию. В зале присутствовали ключевые участники проблемы, обвинявшие в ней друг друга: ИТ-директор и директор по развитию. Между ними возник (продолжился) спор по этому прямо на занятии, а остальные участники нам задали вопрос — так кто же «виноват» в данной конкретной ситуации? Кто должен появиться в цепочке из «пяти почему» на пятом уровне? Неработающий принтер — это проблема ИТ-директора, который, экономя свой бюджет, не обеспечил принтер комплектующими? Или это проблема директора по развитию, которая многократно уже имела дело с этой проблемой, но так и не донесла всего своих требований до коллеги?

 

Мы ответили на этот вопрос следующим образом. В случае, если я ИТ-директор, то на пятом уровне, при ответе на пятое «почему», я, ИТ-директор, должен сказать, что я не предусмотрел эту ситуацию. В случае, если я директор по развитию, то на пятом уровне, при ответе на пятое «почему», я, директор по развитию, должен сказать, что я, директор по развитию, не сумел (не сумела) убедить коллегу в важности этой проблемы.

 

На пятом уровне осмысления проблемы источником проблемы всегда являюсь я сам. Смысл метода «пяти почему» — в принятии ответственности за ситуацию на самого себя. Смысл этого упражнения в приходе к простой мысли: «Это моя проблема, и я ее решу». Самая фундаментальная управленческая привычка, самый базовый управленческий метод состоит в принятии на себя ответственности.

 

Однажды руководитель иногороднего филиала нашей компании посетовала, что она «не может действовать эффективно», т. к. «удалена от центра принятия решений». Мы искренне удивились: как возможно, что вы удалены, если каждое утро вы просыпаетесь и открываете глаза в центре мироздания? Как возможно, что вы удалены, если каждую секунду своей жизни вы находитесь ровно в центре мироздания, не отступая от него ни на сантиметр?

 

Именно поэтому я не верю в иерархии. Нет никаких иерархий. Нет никакой власти. Эти слова суть самопсихотерапия и самообман, попытка скрыться от собственной свободы и ответственности. Нет более высокой инстанции, чем вы сами. Бремя под названием «последняя инстанция» лежит лично на каждом. Признание этой истины есть не просто полезная «управленческая привычка», которую необходимо приобрести по итогам проведения стратегической сессии; признание этой истины — главное требование к человеку.

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
274
Войти
в библиотеку компании