Вторжение марсиан, или Опыт как стратегический недостаток предпринимателя и управленца

Компания Ford в мае сменила генерального директора, отправив в отставку лидера с огромным опытом и поставив ему на смену человека, который не проработал в компании и года (а до этого десятилетиями занимался производством офисной мебели). В чем смысл данного абсурдного на первый взгляд решения? Дело в том, что эти последние месяцы данный новичок возглавлял в компании Ford подразделение беспилотных автомобилей. Ford не продала еще ни одного беспилотного автомобиля, но понимает, что меняться в эту сторону нужно уже сегодня. (Репортаж: https://www.vedomosti.ru/auto/articles/2017/05/23/690987-otstavku-ford-fildsa)

 

Так или иначе, в автомобильной отрасли назревает буря: у компаний-лидеров сверхнизкие уровни капитализации. Беспилотный автомобиль, электромобиль, «уберизация» — над автомобилистроителями сгущаются тучи, грозящие перейти в «совершенный шторм».

 

Недавно обсуждали с одним клиентом из строительной сферы их стратегические планы, связанные с «умными домами» и «интернетом вещей». Говорили о том, как «умные холодильники», «ощущая», что молоко заканчивается — сами будут заказывать молоко из интернет-магазина. (Ритейлеры боятся, что даже интернет-магазины больше будут не нужны, т. к. холодильник сам может заказывать молоко напрямую у производителя: зачем ему интернет-посредник?) В разговоре с клиентом пришли к тому, что рынок доставки продуктов с высокой долей вероятности достанется вовсе не строителям домов и не управляющим домами, но компании Apple и другим компаниям из высокотехнологичного «лагеря» — тем компаниям, которые контролируют «платформу».

 

А буквально на прошлой неделе прошла новость о том, что Apple будет продавать людям даже электричество! (Репортаж: http://hbr-russia.ru/innovatsii/trendy/p18597/)

 

Посмотрите в целом на феномен Apple: компания, которая никакого отношения не имела к телефонной индустрии, камня на камне от нее не оставила — равно как и от музыкальной отрасли. Посмотрите на феномен Uber: компания, не имевшая ничего общего с такси, захватила рынок такси.

 

Необходимо признать очевидный факт — изменения сегодня приходят из других отраслей. Нежданно-негаданно прилетают «черными лебедями» и разрушают традиционные способы ведения дел.

 

Опыт сегодня по всей видимости зачастую имеет отрицательную ценность. Или, перефразируя известную пословицу — за одного небитого двух битых дают.

 

Знаете, кто победил абсолютного чемпиона Франции по фехтованию на дуэли? Дилетант, который впервые в жизни взял в руки шпагу. Как он это сделал? Он нанес чемпиону удар, которого тот никак не мог ожидать — это был удар сверху. На первом же уроке фехтования всех, обучающихся фехтованию, категорически и навсегда отучают делать этот удар, т. к. он абсолютно неэффективен. Дилетант поступил совсем не так, как «положено» — и победил.

 

Практика есть критерий истины, сказали философы. Практика есть критерий морального устаревания бизнес-модели, говорят современные специалисты по управлению. «Кривые обучения» сегодня, похоже, зачастую «загибаются» в другую сторону.

 

Однажды у генерального директора фирмы Google спросили о том, как Google осуществляет мониторинг угроз со стороны конкурентов — «подрывных» разработок, которые осуществляют технологические лидеры, такие как Microsoft, IBM и прочие. Мы не боимся угроз со стороны лидеров, ответил руководитель фирмы Google. Мы боимся «парней из гаража».

 

С какой стороны ворвутся изменения в вашу отрасль? Откуда придет «вторжение марсиан» на ваш рынок? В каком «гараже» они прямо сейчас вынашивают свои планы? Какой ваш драгоценный отраслевой опыт, какие элементы вашей взлелеянной бизнес-модели их приход морально девальвирует и превратит в атавизм, трансформирует из актива в балласт?

 

Необходимо задумываться над этими вопросами уже сегодня, обсуждать их на стратегической сессии, помещать эти непростые вопросы в центр стратегии развития вашего бизнеса.

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
409
Войти
в библиотеку компании