Дилемма созидателя

Сегодня один предприниматель задал мне прямой вопрос: нужно ли вести рынок за собой — или же выгоднее самому следовать за рынком? Стоит ли пускаться во все тяжкие и проектировать совершенно новый, никем не виданный формат рыночного предложения — или же целесообразнее провести маркетинговое исследование и просто дать рынку то, чего тот хочет? Стремиться ли на непредсказуемые просторы «голубого океана» — или же смириться с предсказуемыми ограничениями «алого океана»?

 

Потребитель не может создать товар, он может лишь выбрать из того, что ему предлагает рынок — подчеркнул предприниматель. Так стоит ли исследовать потребительские предпочтения — или же проще их предписать потребителю?

 

Всплывает в памяти известная фраза Генри Форда: «Если бы я спросил людей, чего они хотят, они бы попросили более быструю лошадь». Профессор Клейтон Кристенсен из Гарвардской школы бизнеса написал целую серию книг на эту тему под общим лейтмотивом «Дилемма инноватора». Хороший маркетолог — это плохой стратег, говорит профессор Кристенсен. Тщательно вглядывающийся в сегодняшний рынок теряет инициативу, упускает из виду рынок завтрашний.

 

И вместе с тем есть что-то неудовлетворительное, что-то оголтелое, что-то потустороннее в вышеприведенных рассуждениях. Они призывают нас ценить фантазию выше реальности. Они как будто бы толкают нас к тому, чтобы закрыть глаза и сделать шаг в пустоту.

 

Здесь нет единственно верного ответа. И тот, и другой принцип имеют место в бизнесе — и видение, и анализ. И амбиции, и смирение. И вера, и знание.

 

Не сковывайте себя универсальной религиозной догмой, абсолютным ответом на этот вопрос. Лучше столкните два указанных принципа лбами на стратегической сессии — и не абстрактно, но применительно к конкретным решениям, которые вам необходимо принять. Устройте беспристрастное судебное разбирательство, целью которого является не правосудие, а прибыль вашей компании. Сформируйте ряд конкретных бизнес-идей, основанных на двух различных принципах — и «взвесьте» эти идеи в процессе интенсивного коллегиального обсуждения на стратегической сессии.

 

Стратегия — это не принцип. Стратегия — это интенсивный разговор о принципах.

 

Многие стремятся к тому, чтобы диверсифицировать портфель активов. Мало кто стремится к тому, чтобы диверсифицировать портфель идей, которые питают активы. Диверсифицируйте портфель ваших идей. Проведите стратегическую сессию. Не копируйте чужую стратегию, разработайте свою.  Диверсифицируйте принципы, допускаемые к обсуждению. Не слушайте учителей, принимайте решение сами.

Войти в библиотеку компании
168
Войти
в библиотеку компании