Должны ли стратегические цели быть амбициозными?

Приходилось ли вам устанавливать в бизнесе стратегические цели? Какие цели вы обычно ставите в таких случаях, амбициозные или скромные? Идеалистичные или прагматичные? Должны ли стратегические цели быть прорывными, «большими, волосатыми и сердитыми» (big, hairy and audacious)? Или они должны быть реалистичными и достижимыми?

 

Мы в РКГ «Стратегии устойчивого развития» регулярно слышим от людей — клиентов, потенциальных клиентов, посетителей семинаров — этот вопрос. В том числе и на недавнем мероприятии завязался спор с участниками о том, должна ли все-таки стратегия представлять собой набор тактических хитростей или голубую визионерскую мечту стратега.

 

Прекрасная статья вышла по этой теме этой весной в Harvard Business Review — «Парадокс сверхзадачи» Сима Ситкина с соавторами (ссылка: http://hbr-russia.ru/management/upravlenie-izmeneniyami/a20441/). Авторы пишут о том, что амбициозные цели в подавляющем большинстве случаев используются не по назначению, неуместно. Компании планируют «полет на Марс», когда на самом деле им нужна серия ограниченных экспериментов, или «стратегия малых потерь».

 

«Русский стиль менеджмента неэффективен, но результативен», — заявил Герман Греф (ссылка: http://hbr-russia.ru/liderstvo/psikhologiya/a17082/). Мы, россияне, добиваемся наших бешеных результатов, невзирая ни на какие «щепки, которые летят». Александр Прохоров в своей проницательной книге «Русская модель управления» говорит о том же — россияне либо ничего не делают, либо развиваются сверхамбициозно и сверхзатратно.

 

Наш ответ на вопрос о том, должны ли цели быть амбициозными, таков — цели не должны «висеть в воздухе». Цели должны опираться на мнение людей, а не быть «колоссом на глиняных ногах». Амбиция не должна быть пустой. Видение лидера должно опираться о видение членов команды. Иначе у этого видения очень мало шансов на воплощение.

 

Цели должны ставиться не «закутковым» образом, не в виде диктатуры собственника, но в режиме правильно организованного диалога с людьми. Цели должны быть, с одной стороны, амбициозными а, с другой стороны, прагматичными, «привязанными к конкретным возможностям».

 

А что такое возможность? «Твоя возможность — это ты сам». Возможность — это «находящаяся в сфере нашего контроля наша способность начать что-то делать иначе». Возможность находится не вовне, не во внешнем мире, она находится внутри, в мире внутреннем; не в «круге пустого беспокойства», где от нас мало что зависит, но в «круге контроля», где действуем мы.

 

Цели, привязанные к возможностям — это цели, устанавливаемые не абстрактно, а в привязке к конкретным инновациям в нашей деятельности, которые находятся всецело в нашей власти, в привязке к конкретным вещам, которые мы начинаем отныне делать иначе.

 

Кратный результат достижим быстро. Быстрее, чем могло бы показаться. Просто этот кратный результат должен опираться не на амбицию-мечту, но на «действенные возможности», на конкретные элементы в нашей деятельности, которые мы начинаем делать иначе.

 

Например, одна компания была в глубокой стагнация и не умела продавать. Она могла ставить какие угодно сколь угодно амбициозные цели, но шансы достичь эти цели были невелики, т. к. эти цели превосходили возможности компании. Но после того, как компания применила в своей деятельности особую систему продаж под названием «система ежедневных действий», все поменялось. Теперь компания может устанавливать и достигать свои цели на рынке, т. к. они устанавливаются не абстрактно, но с «укорененностью» в конкретных «действенных возможностях» компании.

 

Есть опора на твердое и есть опора на пустое. Есть опора на действенные возможности и есть опора на звенящую пустоту амбиций.

 

Цели должны быть не созерцательными, а действие-ориентированными.

 

Стратегии должны быть не абстрактно-мечтательными, но конкретно-возможностными.

 

«Блаженны кроткие, ибо они унаследуют землю», — сказано в Священном Писании.

 

В конечном счете в стратегии муравей побеждает стрекозу.

 

А суть амбиции, говорили древние, в страхе смерти. Человек хочет воздвигнуть себе «статую при жизни», «оставить наследие» — из страха уйти бесследно.

 

Не стройте свой бизнес на страхе, стройте его на действенных возможностях.

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
299
Войти
в библиотеку компании