Зачем нужны информационные технологии?

В отношении к информационным технологиям в бизнесе можно выделить две крайние позиции, два полюса. Одна крайняя позиция — позиция идеализма в отношении перспектив ИТ — лучше всего выражается крылатой фразой Марка Андриссена, основателя легендарной Netscape, о том, что «программное обеспечение пожирает мир» (software is eating the world). Согласно этому взгляду информационные технологии имеют критическое, экзистенциальное значение для «традиционного» бизнеса. Данный подход утверждает: все «традиционные» отрасли перерождаются и по сути превращаются в одну — в разработку программного обеспечения. Все будет автоматизировано, и кроме программного обеспечения, выполняющего всю работу, которая только нужна человека, не будет ничего.

 

Вторую крайнюю позицию в отношении к информационным технологиям выразил, мне кажется, Том Питерс, когда он цинично сравнил использование Интернета с наличием туалета в офисе. Никаких конкурентных преимуществ на рынке туалет в офисе вам не даст, сказал гуру, однако попробуйте обойтись без него! Ваш бизнес долго не протянет.

 

Зачем же все-таки информационные технологии в сегодняшнем бизнесе? Являются ли они стратегическим магистральным развитием событий? Или же они есть просто «гигиеническая необходимость».

 

Недавно общались с руководителем филиала компании-клиента. Руководитель вскользь пожаловалась, что неэффективные информационные системы причиняют много неудобств, что приходится вводить данные по два раза в две разные системы, что приходится пользоваться медленной передачей отсканированной информации — и несколько еще вроде бы таких на первый взгляд некритических, достаточно безобидных проблем. Но когда мы спросили у руководителя, насколько бы поднялись показатели филиала, если бы этих проблем можно было избежать, руководитель, сама поразившись своему ответу, сказала, что можно было бы удвоить темпы роста. Филиал мог бы расти не на 15%, как сейчас, а на 30% в год. Оказывается, более эффективная информационная система позволила бы сотрудникам сконцентрироваться на том, что у них получается лучше всего — продажи и обслуживание клиентов.

 

Мне кажется, в отношении к информационным технологиям возможно выделить третий полюс, прагматический. Давайте назовем этот полюс «удвоение темпов роста». Информационные технологии нужны бизнесу для того, чтобы уделять им меньше времени. Чтобы подавляющую часть рабочего времени сотрудники тратили не на борьбу с информационными технологиями, а на свою работу — ту, которая получается у них лучше всего, ту, которая собственно и определяет темпы роста бизнеса.

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
54
Войти
в библиотеку компании