«Знаю я, что такое стратегические сессии, бывал: соберёте людей, зададите вопросы, все разойдутся и толку никакого!»

Сегодня один наш потенциальный клиент — заслуженный финансовый директор заслуженного холдинга — выразил самый серьёзный скепсис относительно проведения стратегической сессии в его компании, сославшись на опыт участия в «подобных» мероприятиях. В представлении этого уважаемого человека стратегическая сессия — это совершенно бестолковое и непродуктивное мероприятие, которое могут позволить себе «ради фана» разве что крупные компании, которым бы только чем-то поразвлечь своих менеджеров. Ну вот, так сказать, поразвлечём менеджеров стратегической сессией. Всяко развлекали, а стратегической сессией ещё не развлекали.

 

Вынуждены со своей стороны признать справедливость скепсиса топ-менеджера. Представители консалтингового цеха прикладывали неимоверные усилия на протяжении многих лет, чтобы профессиональные менеджеры — заказчики стратегических сессий — именно так и думали об этом инструменте. Консультанты сами же и растворили всю ценность стратегическую сессию, предлагая клиентам стратегические сессии — аналоги тренингов.

 

Цель нашей короткой заметки – обозначить авторскую позицию коллектива партнёров Российской консалтинговой группы «Стратегии устойчивого развития» относительно подлинной ценности стратегической сессии как управленческого инструмента.

 

Хотим обратить Ваше внимание на три ключевых момента.

 

Первое.

 

Худшее, что можно придумать при проведении стратегической сессии – это собрать в аудитории неподготовленных сотрудников, которые пришли «отсидеть» очередные несколько часов вдали от рабочего места, рассматривая это мероприятия как законное отлынивание от работы.

 

Стратегическая сессия – организационно сложное мероприятие, которое проводится по строго проработанной методике и проходит 4-6 недель в заочной форме и только 1-2 дня в очной форме.

 

 

Многие заказчики стратегической сессии думают, что эти последние два дня и есть сама стратегическая сессия, но это не так. Стратегическая сессия начинается с очень конкретного этапа, последовательно затягивает сотрудников в воронку и жернова подготовки, превращая самих сотрудников в авторов стратегической сессии.

 

Мы подробно писали в своих ранних заметках что именно входит в подготовительный этап стратегической сессии и не будем здесь повторяться. Отметим лишь, что различных тонкостей в процессе подготовки – десятки, и все они важны. Проблема состоит в том, что людям очень нравится говорить о необходимости достигать результат. Как только люди оказываются перед необходимостью даже рукой пошевелить в сторону достижения результата, они в падают в ступор, их охватывает паралич. Люди недоумевают: как же так? Мы ещё должны и что-то делать? Умом они понимают, что делать нужно именно то, что их просят делать организаторы; но чувства бунтуют. Именно на этом этапе важна роль организатора стратегической сессии, который будет удерживать внимание участников подготовительного этапа на самом главном.

 

Второе.

 

 

Стратегическая сессия формирует у сотрудников деятельный побудительный мотив – нужно действовать, нужно что-то делать. Дело в том, что между мыслью о действии и самим действием проходит огромное количество этапов. Эти этапы – это соблазны для человека «съехать с темы», перестать двигаться в направлении деятельности, найти для себя оправдание.

 

Что такое стратегическая сессия? Стратегическая сессия – это последовательное и управляемое прохождение сотрудником всех этапов от замысла до действия. Никуда «съехать с темы» невозможно просто в силу следования технологии самого процесса. Задача организаторов стратегической сессии – довести всех участников до готовности действовать.

 

А какие этапы проходит человек от замысла до действия?

 

В самом начале у него есть только мысль, идея о том, как можно действовать в компании иначе, не так, как раньше, чтобы получились другие результаты. Большинство сотрудников так и держат эти мысли про себя. никому о них не сообщают. Многие думают так: не спрашивают, ну так что я буду лезть со своими дурными мыслями? Начальство умное, само поймёт что к чему.

 

Если мысль каким-то образом всё же выбралась из головы, в которой она сидела, она должна получить какие-то внятные очертания. Мысли нужно придать облик, записать её, прикинуть какие-то элементарные расчёты. Из попасших на свет божий мыслей лягут на бумагу – единицы.

 

Этим написанным мыслям, коих итак единицы, нужно теперь приделать управленческие ноги, чтобы дельные мысли, записанные, попали теперь в чьи-то благодарные уши. Сделать это ой как непросто, потому что в большинстве компаний таких формализованных процедур по переводу ценных мыслей в ресурсные уши – просто нет.

 

Допустим, что мысли куда надо попали. И этот кто надо сказал: а мысль интересная, давайте попробуем! Кто будет этой идеей заниматься? У всякого статусного сотрудника в компании своих идей выше крыше (которые он, кстати, придерживает пока при себе). Ещё брать чью-то другую? Корявую? Недоделанную? Недодуманную? Фу-фу, говорят заслуженные сотрудники, и ценная мысль, проделавшая столь долгий и тернистый путь. Рискует на самом последнем этапе быть растоптанной под натиском умудрённых опытом заслуженных сотрудников. «Ну давайте через год вернёмся к этой идее», - как бы успокаивая говорят они. А в воздухе уже витает похоронный марш: ещё одна свежая идея отправлена на кладбище. Будьте уверены, дорогие топ-менеджеры, великие финансисты и маркетологи, персональщики и исполнительные, Вы, которые «сами с усами», которые «и сами всё знают» - будьте уверены, что этот человек больше не побеспокоит Ваши мудрые головы своей чепухой. И понесёт свои дурные идеи в другие компании, и будет озолачивать других топ-менеджеров и других собственников.

 

И это совсем не шутки и не писательские примочки. Это – неприкрытый сарказм по поводу ситуаций, которые мы ежедневно видим в компаниях – как свежие смелые идеи в связи с их «непроработанностью» отправляются куда подальше. А компании таким образом – теряют лояльность сотрудников и самое главное – теряют конкурентоспособность. И вообще всякую способность.

 

Ещё раз отметим, что процесс подготовки к стратегической сессии восстанавливает все эти этапы и очень бережно доводит все идеи до стадии их непредвзятого рассмотрения.

 

Третье.

 

 

В бизнесе побеждают команды. И есть даже такое понятие – командообразование. Многие при упоминании этого слова сразу представляют себе перетягивание каната, игры на открытом воздухе, прыжки в мешках и т.д. – всё, что объединяет людей через физические и эмоциональные переживания. Откровенно говоря, мы не очень верим в такой формат командообразования, какой-то уже сильно быстро ускользающий эффект.

 

А что же делать?

 

Вспоминаются слова В. С. Высоцкого: «Парня в горы тяни, рискни!». Чтобы проверить товарища в настоящем деле – бери его в горы. Чтобы проверить команду на деятельную сплочённость – пригласи команду провести стратегическую сессию. Вы даже представить себе не можете какие интереснейшие обстоятельства, важные для дальнейшего движения компании, открываются в процессе подготовки к стратегической сессии! Мы не перестаём удивляться. Раскрываются совершенно неожиданные таланты – те, на которых бы даже и не подумал. Со знаком минус «раскрываются» люди, в отношении которых ну уж точно был уверен, что это самый преданные сторонники.

 

Как только люди начинают делать одно дело – готовиться к стратегической сессии, с которой никуда не улизнёшь, всё сразу становится насвои места. Все истинные намерения людей становятся как на ладони.

 

Самое перспективное и печальное одновременно – обозначаются люди, которым не интересно, которые уже выработались, которые досиживают несколько лет до пенсии (хотя и пенсионеры бывают такие – молодые позавидуют их прыти).

 

Таким образом, мы отмечаем мощный командообразующий эффект от стратегической сессии.

 

Если Вы собираетесь проводить стратегическую сессию. В которой так или иначе учтены эти эффекты – мы настоятельно рекомендуем Вам продолжать и активно сотрудничать с экспертами, которые помогают Вам. Если же Вам под видом стратегической сессии предлагают двухдневный тренинг, даже и с предварительным интервью сотрудников – уделите дополнительное время чтобы всё-таки выяснить что Вы покупаете и скорректировать либо свой запрос либо предлагаемую Вам программу.

 

Евгений Печёрин

Войти в библиотеку компании
1303
Войти
в библиотеку компании