Интроверт перед лицом смерти — нет, хуже, перед лицом необходимости выступить публично

Самое страшное для человека — это смерть. Но психологи шутят о том, что есть нечто, чего мы боимся еще больше чем смерти — это выступать публично. Особенно выступать публично страшно для тех из нас, кто замкнут в себе, кто интроверт. Мое первое выступление было для меня чистым неизбывным страданием — до скрежета зубов. (Я интроверт абсолютный. Я не способен общаться с группой, я способен общаться только с личностью. Мои социальные потребности стремятся к нулю. Один разговор с одним человеком в день — и мне достаточно, мой сенсорный голод удовлетворен, я ухожу в себя и думаю о своем.)

 

Как выступать публично, если вы такой же клинический интроверт как я?

 

Поделюсь несколькими своими находками, которые я сделал в своей практике.

 

Прежде всего, я прочитал по этой теме все, до чего дотянулись мои руки. Прочитал Радислава Гандапаса, Джина Желязны, Барбару Минто, Теда Андерсона, Эми Джен Су и Мюриэл Уилкинс, и Михаила Дегтярёва. Больше всего мне показался ценным подход Джина Желязны: он пишет ровно о том, что мне нужно — как презентовать деловую информацию деловой аудитории. Прекрасный специалист Барбара Минто рассказывает о том, как структурировать выступление, чтобы люди не потеряли его нить. Остальные прочтенные авторы оказались уже не столь полезны. Радислав Гандапас предлагает излишне эмоциональный, на мой взгляд, подход (оратор — это «мужчина», аудитория — «женщина», оратор должен устраивать «драму» по всем законам поэтического искусства и т. д.). Су и Уилкинс и Дегтярёв излишне общи в своих рекомендациях. Тед Андерсон из TED Talks предлагает дельные вещи, но с ним у меня вышел специфический опыт — сначала успешный, потом нет — поэтому не могу его однозначно порекомендовать.

 

Главное, что я почерпнул из Джина Желязны — это подготовить слайды со структурированной последовательностью идей, а также религиозно блюсти такой важный принцип как право человека из аудитории в любой момент задать вопрос в течение презентации и услышать на него ответ. Подход «Отвечу на все вопросы в конце» не приемлем. Аудиторию нужно поставить на первое место: рассказ делается для нее, а не для удобства рассказчика.

 

Некоторое время назад мы в РКГ «Стратегии устойчивого развития» начали регулярно проводить собственные семинары. Первые разы, сделав презентацию по всем канонам, я со скрипом рассказывал свою тему. Через некоторое время я получил жесткую обратную связь от нашего клиента Михаила Шестова — которая помогла мне сделать семинар гораздо более удобоваримым и приемлемым для аудитории. Самое главное, что мне порекомендовал делать клиент — это больше вовлекать слушателей через вопросы и смешные истории, а также рассказывать о большем количестве конкретных ситуаций (кейсов) из нашей практики. Михаил Шестов потратил на эту рекомендацию пять минут, но качество моих презентаций после этого принципиально выросло навсегда.

 

В какой-то момент я сформулировал для себя принцип, что могу говорить о чем угодно с какой угодно аудиторией. Дело в том, что я не могу сказать ничего, кроме собственного мнения. А мое мнение основывается на моем опыте. Какова бы ни была заявленная тема выступления и перед кем бы я ни выступал — я буду говорить о своем опыте, о тех проектах, которые мы делаем с коллегами. И, как это ни странно (а в-общем-то это вполне закономерно), именно это будет захватывающе интересно для слушателей. Потому что кроме меня моего мнения никто за меня не скажет.

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
173
Войти
в библиотеку компании