Исповедь делового мыслителя, или Переоценка всех предпринимательских ценностей

«Стой на своем, смотри на воду и жди, когда проплывет труп твоего врага». (Кирилл Яненко)

 

Позавчера побывал на весьма необычной встрече. Предприниматель, молодежный организатор Кирилл Яненко делился своими мировоззренческими находками, вкратце поведав свою жизненную историю или, точнее сказать, духовную эволюцию. До 30 лет этот молодой бизнесмен «вел нормальную жизнь», ставил и достигал амбициозные цели, но затем в его душу закрались сомнения в твердынях, произошла переоценка ценностей, свержение кумиров, простые целепостановка и целедостижение перестали удовлетворять, пришло понимание, что главное в другом. Кирилл перешел от «достигаторства» к свободному созиданию, к полету творчества.

 

Семейная пара Яненко — энтузиасты восточной культуры. Елизавета руководит сетью йога-студий, Кирилл больше мыслитель, мечтатель, серийный предприниматель. Авторский тренинг называется «Безумие» и проходит уже не первый раз (Челябинск, 22 октября 2017 г.). «Безумие» — это творческий перевод английского словосочетания open mind, или open-mindedness, которое означает открытость, непредвзятость сознания, свободу разума от предрассудков. Сам себя Кирилл называет «дзен-предпринимателем», подчеркивая, что он имеет в виду под этим выражением свободно, спонтанно творящего человека, а не преследователя бизнес-цели или исполнителя бизнес-плана.

 

Семинар был построен на противопоставлении «ума» и «безумия», или open mind. «Я не могу объяснить вам своего состояния», — обратился автор к слушателям, — «я могу лишь обозначить его по крайним границам, показывая его яркие отличия от обычного взгляда на жизнь».

 

Обычно мы «строгие взрослые», и мы «заранее все знаем» — но при открытом мировосприятии мы «любопытны» и проявляем «живой интерес ко всему» как дети. Обычно мы старательно играем роли, и закованы в нашу «идентичность» — но при открытом мировоззрении мы не играем никого кроме самих себя, мы «аутентичны». Быть самим собой не требует никаких энергозатрат, подчеркнул спикер. В обычной жизни мы стремимся к результату — но «ребенку внутри нас» нужен только «процесс», игра. Нужно перейти от погони за «внешними морковками», от погони за внешним результатом и социальным признанием — к увлеченности «процессом», «потоком» деятельности. В обычной жизни мы стремимся к контролю над вещами, обстоятельствами и людьми — «безумие» же, «открытый разум» говорит нам о том, что нужно «довериться жизни» и «отпустить» вещи, обстоятельства и людей «на волю». В обычной жизни мы «механистически» реагируем на внешние воздействия, например сердимся в ответ на выпады со стороны других людей — при открытой же позиции мы лишь наблюдаем за эмоционально острой ситуацией «с открытым забралом» и без внутренней реакции. Обычно мы «витаем в облаках», строим планы на «где-то и когда-то» — открывшись же миру, мы живем «здесь и сейчас».

 

«Что же прикажете со всем этим делать?», — спросил в конце мероприятия один слушатель. «Ничего особенного делать не нужно, в этом и есть смысл семинара», — поразил зал своим ответом выступающий. Словно учитель из буддийской притчи, который на глубокий метафизический вопрос ученика о первооснове сущего отвечает тому щелчком по носу. Дескать, зачем идти и с великим трудом и зубовным скрежетом добывать истину, когда следует просто перестать закрывать на нее глаза.

 

«В уме страдание, в безумии гармония», — сказал Кирилл. Главное — не бросаться сломя голову скорее действовать, но спросить себя «а что если?». А что если вещи не таковы, какими они кажутся? Что если необходимо подкорректировать наши предпосылки? Не «действовать по уму» и по «здравому смыслу» — а значит, по сути, без ума и без здравого смысла — но остановиться, взять паузу, усомниться в готовых ответах — и затем поступить совсем иначе, чем предлагает жизнь, поступить по-своему.

 

Есть в менеджменте концепция «обучающейся организации»: «обучающаяся организация» не просто идет к своим целям, она способна корректировать свои цели в свете поступающей новой информации. Вот о чем, в каком-то ракурсе, говорит и автор семинара «Безумие». О гибкости, об открытости, о чувствительности к миру. Наш разум всегда немножко запаздывает, наш разум всегда «оторван от действительности», которая уже «ушла дальше». Последуй рекомендациям ума — пожнешь «горе от ума». Нельзя просто действовать как прежде, мы должны в каждый момент времени быть готовыми действовать по-новому, иначе чем прежде.

 

Несмотря на восточные корни (несомненно, Лао-цзы) у «безумия» есть общее и с древней школой стоицизма, с мировоззрением римской аристократии. Кирилл вскользь произнес имя Сенеки, а мне в голову в ходе мероприятия, не переставая, лезли изречения самого мудрого из императоров, Марка Аврелия. («Избери не быть обиженным — и ты не почувствуешь обиды; не чувствуешь обиды — стало быть ты не был обижен». «Преподнеси себе в подарок текущий момент». «Если ты стремишься к спокойствию, делай меньше».)

 

Единственное, с чем я не соглашусь с автором семинара, так это с отрицанием свободы воли. Дескать, мы ничего не контролируем в жизни, ведь Аннушка уже пролила масло. Но все же я не думаю, что автор семинара отрицает свободу полностью. Ведь если нет свободы, то тогда зачем проводить семинар о том, что ее нет? Я все-таки думаю, что парадоксальный смысл семинара «Безумие» именно в том, что, осознав, как мала область нашего контроля, мы тем самым — вдруг — ее увеличиваем. Осознание своей слабости делает нас сильными. Осознание несвободы освобождает. Сомнение в верности цели дает возможность цель подкорректировать. Глубинный смысл доктрины Кирилла Яненко — это «деалгоритмизация», «дешаблонизация», «денеобходимизация», «деамбиционизация» нашего мышления, наших чувств, наших действий, наших устремлений. Глубинная цель автора — это возвращение человеку его человечности, возвращение человеку его свободы и достоинства, его мышления и добродетели.

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
411
Войти
в библиотеку компании