Как вовлечь сотрудников производственного подразделения в создание потока инновационных предложений, применяя метод стратегической сессии

Статья подготовлена по материалам выступления партнёра РКГ «Стратегии устойчивого развития» Евгения Печёрина на XI Конгрессе прокатчиков, г. Магнитогорск, 9-11 октября 2017 г.

 

Может показаться странным, но одна из ключевых задач, которые сегодня решают производственные компании — это задача повышения производительности. Почему именно эта задача? Потому что она позволяет решить следующую задачу — задачу более низкой по сравнению с конкурентами себестоимости. Компании хотят достичь такой себестоимости, при которой вопрос продаж переходит из категории краеугольных в категорию процедурных. Действительно, основные потребители продукции отечественного машиностроения — это крупные компании, у которых закупки строятся по понятному и вполне прозрачному принципу: цена имеет значение. Это конечно не единственный фактор, но значимый. Если компания-производитель находит способы предлагать рынку конкурентоспособную цену, не теряя при этом в прибыли, эта компания устойчиво развивается.

 

Итак, задача повышения производительности труда. Заметим сразу, что эта задача конечно же многофакторная. В решении этой задачи есть техническая составляющая. Но главная составляющая, как нам кажется — это управленческая составляющая. Как сделать сотрудников на всех без исключения организационных уровнях — по-настоящему вовлечёнными в решение этой задачи? Высший управленческий уровень сотрудников — безусловно вовлечён. А вот что делать со средним менеджментом? Руководителями цехов, мастерами участков, бригадирами, и самими рабочими? Руководители производственных компаний знают, что если решить задачу вовлечённости производственного персонала, это открывает широкие рыночные перспективы компании в связи с высокой производительностью труда, а значит, более высокой конкурентоспособностью по цене и по объёму производимой продукции (для многих клиентов эти факторы являются определяющими при выборе поставщика).

 

Итак, задача повышения производительности труда в производственных компаниях — это фактически задача нового уровня конкурентоспособности компании. Вместе с тем, это и задача нового уровня сложности. Такие задачи невозможно решить привычными, простейшими, одноходовыми управленческими приёмами. Для решения всё более сложных задач нужны и всё более сложные управленческие конструкции, ориентированные не на героизм отдельных Личностей, а ориентированные на управленческие системы и даже бизнес-модели, дающие устойчивый результат независимо от личностей.

 

Задача — сверхсложная. Однако дивиденды покрывают все усилия на её решение.

 

Давайте разбираться, что же не так с современным взглядом на вовлечение сотрудников производственного подразделения на решение такой насущной задачи как высокая производительность труда.

 

Зачастую проблема выглядит и так: с технической точки зрения совершенно понятно что делать, но реализовать задуманное не удаётся. Как в известном анекдоте, когда в ответ на вопрос о причинах неудач при внедрении японских методов бережливого производства заслуженный японец ответил: у вас слишком мало японцев.

 

Традиционный подход к вовлечению сотрудников производственного подразделения в повышение производительности труда выглядит следующим образом:

 

Традиционный подход к вовлечению сотрудников производственного подразделения

 

Этот подход — лучше, чем ничего. Однако он связан с рядом ограничений. В частности:

 

Ограничения традиционного подхода к вовлечению сотрудников производственных подразделений

 

Приведённые выше ограничения традиционного подхода приводят к тому, что поток инновационных предложений не оказывает сколько-нибудь значимого влияния на улучшение ситуации с производительностью труда в компании. Даже те предложения, которые приняты к реализации, внедряются «со скрипом».

 

На концептуальном уровне эта задача может быть решена путём применения двух управленческих методов:

 

  1. 1) Метод управленческого конвейера.
  1. 2) Метод стратегической сессии.

 

В этом случае удаётся получить устойчивый поток инновационных предложений, через введение определённого ритма выявления, отбора и запуска инноваций.

 

Пошаговая технология применения двух указанных методов приведена ниже.

 

Пошаговая технология новых методов вовлечения

 

Ещё раз обратим внимание читателей на особенность предлагаемого метода резкого роста производительности труда:

 

  1. 1) Все сотрудники, подавшие идеи, приглашаются на стратегическую сессию.
  1. 2) Эти же сотрудники участвуют в отборе наиболее перспективных идей, они и есть авторы ускоренного темпа развития своей компании (и своего развития в этой компании).

 

В случае применения предложенной технологии компания вправе рассчитывать на получение следующих результатов:

 

Ожидаемые результаты новой управленческой технологии

 

Секрет управленческого рычага в решении задачи повышения производительности состоит в вовлечении сотрудников всех уровней. Сделать это можно, если предложить сотрудникам участие в формулировании, отборе и реализации лучших идей на всех этапах «управленческого конвейера».

 

Именно управленческий конвейер, в отличие от «разовых акций» по сбору идей, — создаёт необходимый вытягивающий ритм для вовлечения сотрудников в систематическое решение задачи повышения производительности труда.

 

Евгений Печёрин

Войти в библиотеку компании
206
Войти
в библиотеку компании