Как умные технологии убьют дистрибьюторский бизнес

Наши клиенты из сектора B2B-дистрибьюции часто жалуются на плохую рыночную конъюнктуру или «откатные» схемы, уже освоенные конкурентами. Не будем спорить, отчасти, эти препятствия действительно существуют.

 

На  устоявшихся рынках всегда сложно конкурировать, особенно если рынок не растёт, а позиции игроков давно распределены. 

 

В то же время, не  стоит забывать, что рыночные законы (за исключением компаний с высокой степенью «приближенности») одинаковы для всего бизнеса. И тем не менее, находятся те, которые изыскивают драйверы роста абсолютно на любом рынке.  Рейтинг «газелей» «Эксперта» и «быстрорастущих компаний» «РБК» далеко не единственные примеры таких видов бизнеса.

 

Как компаниям, работающим в сфере поставок промышленного оборудования, станков, комплектующих и расходных материалов выжить на этом сложном и специфичном  рынке?

 

В данной ситуации может быть только два сценария: либо дожидаться пока вышеперечисленные препятствия избавят рынок от одной из многих компаний,  ничем не отличающейся от других, либо найти возможности для изменения конкурентных сил в отрасли.

 

Лучше всего работать  на рынках, где пока нет конкуренции. Разработать для своего бизнеса «голубой океан».  Что такого в нашей отрасли ещё никто не делает, а можем сделать мы? И это будет нашим конкурентным преимуществом.

 

Как создать  этот «голубой океан» для своего бизнеса? Для генерации подобных гипотез можно опереться на технологические  тренды:

 

  1. (1) Машинное обучение, искусственный — об этих вещах говорят повсеместно, объемы рынков исчисляются миллиардами долларов.  Возможно, многие традиционные профессии будут не нужны, их заменят алгоритмы.
  1. Гипотеза 1. Оборудование с элементами простейшего машинного обучения, знаю, что в некоторых отраслях такие уже применяют. Не требуется сложное программирование, как со станками с ЧПУ, вместо этого делается ручная настройка сотрудниками производства.
  1. (2) Много говорят про интернет вещей: холодильники, которые сами могут заказывать продукты, уже никого не удивляют.  А  как насчет промышленного интернета вещей?
  1. Гипотеза 2. Умный станок. Станок, подключенный к интернету, передаёт информацию на сервер, на котором идёт обработка износа, необходимости замены расходных материалов, и за счёт этого обеспечивается оперативная поставка комплектующих.
  1. (3) Аддитивные технологии (3D-печать) — где только не пытаются применять эти технологии. Airbnb уже заключил договор с подрядчиком (кстати, российским) по созданию жилья методом 3D-печати, компания Boeing создаёт подобным образом детали для самолетов, корейские сборочные автопроизводства в Ленинградской области используют подобное оборудование для производства пластиковых деталей для салонов автомобилей. Этот перечень можно продолжать до бесконечности.
  1. Гипотеза 3.  Вместо резки и литья металла — 3D печать металлических изделий (поставка промышленных 3D принтеров). Скептики скажут, что при больших объемах производства литьё изделий будет обходиться дешевле 3D-печати. Но какая граница этих больших объемов? Уверен, что пока писал статью, эта граница уже изменилась. Мобильная связь и мобильный телефон когда-то тоже были очень дорогими, и добыча сланцевой нефти была значительно выше, чем сейчас, но эти вопросы  решаются очень быстро.

 

Аддитивные технологии, машинное обучение, искусственный интеллект — это отрасли, которые растут темпами более 50% в год. К этому точно нужно присматриваться. А главное, уже сейчас думать о том, как увязать свой бизнес с современными трендами и какие преимущества за счёт этого можно получить.

 

Ведь, переход производителей на прямые контракты с потребителями, который происходит даже в сегменте B2C, давно начался.  А использование таких технологий как промышленный интернет вещей позволит окончательно завершить  эту цепочку.

 

Это даже не завтрашний день, а уже сегодняшний.

 

Недавно  с коллегой ехали в такси  Uber, водитель которого  ругал  ценовую политику компании  и отсутствие альтернатив для своей работы.

 

А что будет с Вашим бизнесом, когда придёт промышленная «уберизация» или поставщик пересмотрит свои каналы сбыта с учетом новых технологических возможностей, либо кто-то предложит делать традиционные вещи более инновационным и менее затратным способом?

 

Наиль Валеев

Войти в библиотеку компании
126
Войти
в библиотеку компании