Как часто следует проводить стратегические сессии?

Мы регулярно проводим открытые мастер-классы «Как подготовить и провести стратегическую сессию». На одном из таких мастер-классов участник спросил нас — как часто нужно проводить стратегические сессии? Отвечаем на этот простой и одновременно непростой вопрос.

 

Давайте начнём с определения.

 

Стратегическая сессия — совещание высшего руководства компании и ключевых сотрудников, целью которого является поиск нескольких гипотез об очередном этапе развития компании, направленном на изменение расклада конкурентных сил в отрасли.

 

Не будем обсуждать в рамках данной короткой заметки, как именно осуществляется поиск и выработка гипотез — мы посвятили этой теме несколько десятков заметок в нашем блоге. Скажем лишь, что по итогам стратегической сессии такие гипотезы точно появляются — этому способствует особая технология подготовки и проведения стратегической сессии.

 

Отобранные гипотезы превращаются в проекты, а проекты должны быть реализованы.

 

Фактически, стратегическая сессия отвечает на вопрос: какой следующий масштабный и обоснованный шаг нужно сделать нашей компании, чтобы устойчиво развиваться и чтобы не превратиться в рутину и в «болото»? Сколько времени необходимо компании, чтобы реализовать этот очередной шаг — проекты по изменению расклада конкурентных сил в отрасли? И сколько это проектов?

 

Для каждой компании ответ на этот вопрос индивидуален. Как минимум, на этот шаг нужно закладывать один год — осуществить все необходимые изменения раньше не получается. И чем больше компания, тем больше времени необходимо на то, чтобы реализовать комплекс проектов в интересах изменения расклада конкурентных сил в отрасли.

 

Как только проекты очередного шага в развитии компании исчерпаны, нужно готовить и проводить следующую стратегическую сессию. Это может случиться через год, полтора-два или даже три года после первой стратегической сессии. Новая стратегическая сессия будет нацелена на выработку новой порции проектов, удерживающих компанию на векторе устойчивого развития.

 

Мероприятие, проводимое в компании для выработки очередного масштабного шага и выработки комплекса проектов для его реализации, — назовём ОСНОВНОЙ стратегической сессией. Как уже было сказано выше, периодичность проведения основной стратегической сессии зависит от скорости реализации проектов — минимум на это уйдёт год, но может и больше — 1,5–2 или даже 3 года. Повторная основная стратегическая сессия проводится для выработки очередного масштабного шага в развитии компании.

 

Кроме основной стратегической сессии для компании может быть полезен ещё один вид стратегической сессии — мы называем её «подруливающая» или корректирующая.

 

Дело в том, что компания принимает решение об очередном шаге своего развития в состоянии высокой неопределённости. Несмотря на большое количество встроенных механизмов, повышающих объективность результатов стратегической сессии, реализация проектов требует регулярного внесения корректировок. Именно для этого нужна корректирующая или «подруливающая» стратегическая сессия. Мы рекомендуем проводить такую сессию через каждые 4-6 месяцев реализации в рамках очередного шага развития компании. Такие корректирующие стратегические сессии проводятся для «сверки часов», для перепроверки актуальности выбранных гипотез развития, а также для проверки актуальности тех гипотез, которые не были приняты по итогам стратегической сессии (возможно, по прошествии нескольких месяцев их можно смело принимать в рассмотрение).

 

Опыт нашей компании — экспертов по стратегическим сессиям — в ответ на вопрос о необходимой частоте проведения стратегических сессий подсказывает следующие две рекомендации:

 

Первая рекомендация — в принципе, проведите ПЕРВУЮ ОСНОВНУЮ стратегическую сессию. Просто проведите стратегическую сессию и посмотрите что будет. Наш опыт подсказывает — возникает масса неожиданных положительных эффектов.

 

Вторая рекомендация — почувствуйте и решите сами когда следует проводить следующую стратегическую сессию. Не планируйте и не проводите её по календарю, не приурочивайте её к концу года или к началу года. Для начала разберитесь с очередным шагом развития своей компании, реализуйте задуманное и уже тогда задумывайтесь о следующем.

 

Евгений Печёрин

Войти в библиотеку компании
366
Войти
в библиотеку компании