Ловушка вовлеченности, и как из нее выбраться

Идея-фикс терзает знакомого предпринимателя много лет. Он мечтает о федерализации своего бизнеса через разворачивание сети франчайзинговых партнерств по стране. На развитие этой идеи брошены многочисленные интеллектуальные и управленческие ресурсы, но результат мизерный — за все время работы над этой инициативой — за долгие годы — продано всего несколько франшиз. И нет никаких свидетельств того, что этот проект может выйти хоть на сколько-нибудь сравнимые с основным бизнесом показатели.

 

Одновременно со всей этой масштабной активностью по новому направлению «просел» основной бизнес — «операционное ядро» и основа бизнеса — которую он, собственно, и хочет тиражировать. Ключевой рынок компании отнимают конкуренты, а предприниматель медлит с принятием решений по развитию бизнеса, теряя инициативу. Почему? Львиная доля управленческого внимания и энергии уходит не на основной бизнес, а на вышеупомянутую стратегическую инициативу. Если сложить весь объем личного ресурса, потраченного на нее за прошедшие годы — хватит на отдельную маленькую жизнь.

 

Предприниматель явно ведет себя иррационально. «Ловушка вовлеченности» держит человека в его изначальном замысле и не дает ему возможности поступить иначе, чем он задумал изначально. Динамика мышления целеустремленного человека такова, что в случае неудач, он лишь удваивает усилия и пытается эти неудачи перебороть. Происходит эскалация вовлеченности в неуспешные проекты, продолжение инвестиций даже в случае провала первоначальных инвестиционных планов.

 

Вместе с тем, если бы не существовало такой вещи как «иррациональное решение предпринимателя», то вполне возможно, что не было бы ничего вообще, не было бы предприятия как такового. Рональд Уэйн 12 апреля 1976 года продал 10% акций Apple за 800 долларов. Он точно поступил рационально и обоснованно. А его партнеры Стив Джобс и Стив Возняк, которые не продали долю, но продолжили развивать предприятие, действовали иррационально, неблагоразумно — но именно они создали самую дорогую компанию мира, преобразовав этот самый мир в процессе до неузнаваемости. Сегодня 10% Apple — это почти 80 миллиардов долларов.

 

Если бы не было созидателя, который видит то, чего еще нет, и безрассудно и необоснованно продолжает развивать свой бизнес — ничего бы и не созидалось, но только переливалось из пустого в порожнее.

 

Что делать с этой ситуацией? Как остаться созидателем, но при этом не превратиться в неудачника, гоняющегося за призраками? Как не оказаться втянутым в «ловушку вовлеченности», но при этом избежать судьбу горе-препринимателя, продавшего акции Apple за бесценок?

 

Несколько техник из признанных специалистов по принятию решений братьев Хизов («Ловушки мышления» 2014), могут помочь нашему предпринимателю расширить контекст принимаемого им решения, как не оказаться втянутым в «ловушку вовлеченности»:

 

  1. Техника «Исчезновение вариантов». Что если рассматриваемые в настоящий момент варианты действий нам были бы недоступны? Что если текущий вариант развития событий, на который делает ставку предприниматель, по тем или иным причинам исключается из возможностей? Как бы он поступил в этом случае, что бы он делал вместо него?
  1. Техника «Альтернативная стоимость». От чего мы отказываемся, сделав данный выбор? Что иное можно было бы сделать за те же время и деньги, которые потрачены и тратятся на проект? Какие бизнесы и проекты можно было бы реализовать на те же ресурсы?
  1. Техника «Мультитрекинг». Можем ли мы одновременно реализовывать несколько стратегий сразу? Опасайтесь «выбора без выбора»; продолжайте искать варианты, «пока не влюбитесь по крайней мере дважды».
  1. Техника «Минная растяжка». Назовите условия, которые вас разубедят. Опишите конкретные событийные критерии, при которых вы будете пересматривать свое решение. Поставьте срок, к которому в проекте точно должна быть достигнута безубыточность, иначе вы выйдете из проекта.
  1. Техника «Преемник». Что сделает наш преемник, который гипотетически придет нам на смену? У преемника не будет наших эмоциональных привязанностей, он сможет подойти к ситуации более объективно.
  1. Техника «Совет лучшему другу». Что бы вы посоветовали сделать своему лучшему другу, если бы он оказался в вашей ситуации? Когда мы думаем о себе, мы уделяем внимание малозначащим факторам; когда мы думаем о своих друзьях, мы уделяем внимание самому важному.

 

Если вы опасаетесь излишней вовлеченности в свою стратегическую идею, рекомендуем вам применить данные мысленные эксперименты — и опереться на их результаты в дальнейших действиях.

 

Самая главная рекомендация — макрорекомендация — в сторону предпринимателя, опасающегося излишней вовлеченности — это подготовить и провести стратегическую сессию. Именно стратегическая сессия — если она правильно подготовлена и проведена, позволяет объективно оценить приоритетность текущей стратегии в свете альтернативных возможностей компании. Именно стратегическая сессия выводит предпринимателя в плюрализм рассматриваемых возможностей и позволяет сфокусироваться на наиболее прибылеобещающих из них — и избежать ловушки собственного заранее, априори принятого «закуткового» решения.

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
316
Войти
в библиотеку компании