Мифология стратегического менеджмента. Миф №1: Стратегия — это выбор

Предприниматели допускают систематическую ошибку при оценке возможностей развития в бизнесе. Они ищут прибыль не там, где она находится, а там, где предписывает ее искать традиционный подход к стратегическому менеджменту — преподаваемый в бизнес-школах и описываемый в учебниках. Как в анекдоте про человека, который ищет ключ не там, где он его потерял, а там, где светит фонарь.

 

В настоящей заметке и в нескольких последующих я хотел бы развеять несколько крайне популярных мифов, бытующих о бизнес-стратегии в управленческом сообществе. Эти мифы далеко не безвредны: они портят бизнес и «отравляют половину жизни» доброму большинству предпринимателей и управленцев.

 

Миф №1: стратегия — это выбор

 

Есть такое выражение — принимать решения. Есть даже термин — ЛПР, или «лицо, принимающее решение». С точки зрения здравого смысла именно подобное лицо — лицо, принимающее решения — и задает стратегию, именно оно и является драйвером преобразований. Но давайте прислушаемся к этому. Вот есть в спорте такое действие как принимать мяч. Но ведь чтобы принять мяч, нужно, чтобы кто-то его бросил! Так же и с решениями. Чтобы их принимать, нужно, чтобы кто-то их «бросал». Легко принимать решение, когда оно есть, но очень сложно его принимать, когда его нет, когда оно не выработано.

 

Выбирать можно из меню в ресторане — между салатом «Цезарь» и салатом «Греческий». Проблема выбора есть достаточно искусственная, бытовая, «ресторанная» проблема. Муки выбора — это ситуация тактика, это ситуация человека, который стоит перед предначертанными путями и отчаянно пытается решиться на тот или на иной.

 

Стратег имеет дело совсем с другой ситуацией, с ситуацией отсутствия предначертанных путей, с ситуацией необходимости рождения, узревания этих путей.

 

Выбор — это роскошь тактика. Истинное призвание и задача стратега — это вовсе не выбор, это подготовка выбора.

 

Что же такое подготовка выбора? Это правильно организованный разговор.

 

Итак, стратегия — это не выбор, не принятое решение и не документ. Стратегия — это разговор.

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
582
Войти
в библиотеку компании