Новое предпринимательское мышление, или Почему ресурсы не имеют значения

Вчера у нас был очень необычный гость, известный уральский предприниматель, управленец, общественник Станислав Твердохлеб. Он рассказал нам об открытом им предпринимательском подходе — «ресурсном мышлении». Этот подход радикально расширяет возможности как развития бизнеса в экономике, так и личного развития. «Я думал, мои успехи в различных отраслях деятельности были случайны, но постепенно понял, что за ними стоит метод», — сказал Станислав.

 

Что же он рекомендует делать?

 

Чего всегда нам хватает в избытке, начал Станислав, так это «отсутствия ресурсов». Однако, отсутствие ресурсов есть вовсе не непоправимый изъян, но наоборот источник возможностей. Всем известна пресловутая «воронка продаж», где на входе идет большое количество «лидов», а на выходе (в кратно меньшем объеме) осуществленные продажи. Но есть так же и «воронка возможностей», подчеркнул предприниматель. При традиционном стратегическом мышлении «воронка возможностей» сужается к выходу, так же как и «воронка продаж». При ресурсном же мышлении «воронка возможностей» имеет диаметрально противоположную форму: возможности множатся, одна возможность на входе превращается в десять на выходе.

 

Смысл в том, что возможности состоят не в наличии ресурсов, но в «малых шагах», которые мы можем осуществить и без ресурсов. «Формула успешных изменений», подчеркивает предприниматель, включает не просто рациональное недовольство ситуацией, но еще и видение будущего, а также понимание первых шагов, которые нужно сделать. (Нашему неокортексу необходимо договориться с нашими эмоциями и с нашим «рептильным мозгом» — или, как проводит меткую аллегорию Станислав, наш внутренний мальчик-вундеркинд должен переубедить свою эстетку-маму, а также бабушку, работавшую в ВОХРе — донести, что то, что он, мальчик придумал, пойдет ему не во вред, а на пользу.) Именно видение будущего, с одной стороны, плюс понимание первых шагов, с другой стороны, высвобождает нашу внутреннюю мотивацию на изменения. Изменения происходят, если нашему внутреннему пугливому «зверю» открываются маленькие простые шаги, не несущие для него риска — и именно именно подобные малые простые шаги обещает нам «ресурсное мышление».

 

Как же выйти на эти безресурсные возможности, на эти «малые шаги»? Необходимо применять бартерный принцип, принцип партнерского «проектного софинансирования», подчеркивает предприниматель. Подавляющее большинство ресурсов в экономике можно приобрести не за деньги, но за социальные выгоды, которые могут быть интересны владельцу ресурсов. Мы интересны друг другу не только долларами, замечает Станислав. Речь отнюдь не о примитивной «экономике дарения» (gift economy), но наоборот о сверхсовременном взгляде на бизнес-стратегию. Uber, Airbnb и другие платформенные бизнес-модели, подчеркивает бизнесмен, представляют собой ресурсное мышление в чистом виде. Ведь эти компании ничем не владеют, кроме торговой марки и компьютерной программы. Все ресурсы «взяты» у других участников в оборот «за бесплатно».

 

Полтора часа кряду мы с коллегой завороженно слушали этого бывалого бизнесмена, его острые, точные и емкие суждения: он действительно выработал собственную школу предпринимательства, собственный подход к стратегическому менеджменту и развитию.

 

Мы радикально согласны с данным подходом, с «ресурсным мышлением». На тех корпоративных стратегических сессиях, которые мы в РКГ «Стратегии устойчивого развития» готовим и проводим для наших клиентов, неизбежно побеждают инициативы, требующие минимальных инвестиций, либо вовсе не требующие инвестиций. Инвестиции — это решение проблемы силой, а не разумом. Большие инвестиции означают плохую стратегию, отсутствие эффективных решений, «заливание проблемы деньгами».

 

Здесь уместно вспомнить о различии между капиталистом и предпринимателем. Капиталист владеет ресурсами и получает за них процент. Предприниматель же может ничем не владеть: предприниматель берет ресурсы у их владельцев, выплачивая им за это процент, и встраивает эти ресурсы в свою предпринимательскую схему, генерирующую сверхприбыль, которая покрывает все проценты. Не важно, кому принадлежат ресурсы, а важно, чтобы дело приносило прибыль. Отсутствие ресурсов не может остановить предпринимателя: его может остановить только неспособность создать сверхприбыльную схему использования этих ресурсов.

 

Единственное, что заставляет задуматься в методе Станислава Твердохлеба — это бесплатность, безденежность обменов. Исподволь все же думается, а не есть ли это социалистическая экономика в ином обличии? Не превращаюсь ли я при «ресурсном» подходе в человека, который обивает кабинеты и упрашивает дать ему все бесплатно? Впрочем, подобные сомнения меня гложут по поводу всей экономики совместного использования (sharing economy), экономики доступа (access economy) как таковой. По тому ли человечество идет пути, отказываясь от владения и заменяя его «доступом», совместным использованием активов? Не является ли тренд на обобществление ресурсов, на «уберизацию» «дорогой к рабству» — на которой вслед за частной собственностью, по всем законам шариата, нам придется отказаться и от свободы, и от ответственности, и от прав и достоинства человеческой личности? Ведь мы уже жили в подобном обществе.

 

Однозначно рекомендую всем предпринимателям и управленцам авторский тренинг Станислава по ресурсно-ценностному мышлению, который пройдет в эти выходные, 16-17.12.2017 г., в Челябинске. Регистрация по электронному адресу: inotrans@gmail.com

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
540
Войти
в библиотеку компании