Об истинном бремени лидера и предпринимателя

Предприниматель находится в жесточайшем стрессе. Он находится в глубоком экзистенциальном одиночестве, даже если он окружен сотрудниками и соратниками. Предпринимателю, собственнику кажется, что ему самому нужно решить все главные вопросы, что он один должен вынести ситуацию на своих плечах, «на своем горбе», сам должен и родить решение, и реализовать его — а уже затем позвать за собой последователей, сотрудников, команду «на все готовенькое». Разве не в этом состоит «бремя лидерства»?

 

Недавно один предприниматель, собственник, наш клиент вовсю рекомендовал книгу Стивена Кови «Семь навыков высокоэффективных людей». Я спросил у него, что самое главное и самое важное он почерпнул из этой книги, ведь в ней предлагается целый набор подходов. И он ответил — самое главное, что он узнал в этой книге, это то, что успех во взаимодействии с людьми рождается на фундаменте успешного взаимодействия с самим собой. Сначала добейся личного успеха, затем ищи успеха социального.

 

Но ведь это еще большее погружение в одиночество! Книга Стивена Кови популярна среди предпринимателей, т. к. она проповедует их доктрину — она обосновывает, почему человек должен сначала уйти в себя, спасти ситуацию самостоятельно, и лишь затем выходить в решением к людям. Собственнику кажется, что он должен прийти к людям с полученными ответами на все вопросы. Он мучается и переживает и ни с кем не делится своей задачей, потому что он уверен: никто не сможет сделать его дело за него.

 

На самом деле предприниматель в этом случае допускает стратегическую ошибку — он недозадействует тот интеллектуальный ресурс, который у него есть — головы своих сотрудников. На самом деле предпринимателю нужно прийти к людям не с ответами: ведь если ответы уже получены, зачем нужны люди? Предпринимателю нужно прийти к людям всего лишь с вопросами — а ответы они сформулируют сами.

 

И это вовсе не дезертирство со стороны собственника, не «умывание рук», не уход в сторону. Наоборот, это вступление собственника в исполнение своей подлинной миссии.

 

Как это ни странно, разрешение «предпринимательской задачи», возможности, которые кратно повысят стратегическую результативность и эффективность бизнеса — находятся в головах сотрудников, но не в голове предпринимателя. В голове предпринимателя находится проблема, а все решения, которые там были, он уже давно оттуда «достал» и претворил в жизнь. Как это ни странно, необходимо поделиться с сотрудниками не только оперативными задачами — необходимо их допустить и к самой главной стратегической задачей бизнеса.

 

Считается, что ответственность может быть только личной, что ответственности общей быть не может. Мы же проект за проектом, компания за компанией сталкиваемся с тем, что в компании критически важно включить режим общей ответственности, и только в этом случае компания совершает принципиально новые и более выгодные шаги в собственном развитии и на рынке. Парадоксально, но вроде бы то, что является на первый взгляд «уходом предпринимателя от принятия решений», «отречением от лидерства», «размыванием ответственности» — приводит к совершенно обратному эффекту, приводит к повышению энергии, с которой компания вырабатывает и реализует решения.

 

Кови не прав: нужно отказаться от личной эффективности, достичь вместо этого эффективности социальной — и уже на этом фундаменте обрести «личную эффективность».

 

Собственник не видит всей картины, у него «туннельное видение». Компания за компанией, проект за проектом мы сталкиваемся с тем, что компанию необходимо «спасать от видения собственника».

 

Собственник розничной сети мечтает об удвоении магазинов — в то время как компании необходимо уменьшать количество магазинов и развивать опережающими темпами интернет-магазин, и только в этом случае компания получит прибыльный рост, а не убыточное расширение.

 

Собственник производственной компании хочет строить новый завод в Европе, в то время как в компании нужен ценовой комитет, системная работа с сегментом «клиенты за которых мы конкурировали, но проиграли» и внедрение бережливого производства — и только в этом случае компания получит прибыль, а не убытки.

 

Собственник ИТ-компании мечтает о выходе на международные рынке, но его компания элементарно не умеет продавать свою продукцию. Есть масса возможностей для роста компании на домашнем рынке за счет более эффективной маркетинговой работы. И только в этом случае компанию ждет успех, а не крах.

 

Парадокс предпринимательской ответственности в том, что чтобы ее действительно реализовать по-настоящему, ее нужно разделить с другим.

 

Где-то мне попался принцип управленческого консультанта — в любой организации есть человек, который знает, в чем состоит решение проблемы, стоящей перед бизнесом. Дескать, просто нужно этого человека найти и узнать у него это решение, потому что просто так, не будучи о нем спрошен, он его вряд ли скажет. Во многом я согласен с этим. Люди знают ответы, даже если им кажется, что они не знают ответов. Люди видят возможности, которые не видит предприниматель, окидывая ситуацию своим орлиным взором, и будучи измучен своим предпринимательским бременем. Люди обладают рычагами к будущему бизнеса, просто нужно их структурированно попросить о задействовании этих рычагов.

 

Считать, что это не так — это элитарность, снобизм, неуважение к достоинству человека. Люди могут больше, чем может показаться.

 

Атланту нужно расправить плечи. Но не в смысле «уйти в отшельничество» — как это описано в одноименном романе Айн Рэнд. А в смысле — поделиться ношей. Сформировать в своей команде коллегиальную ответственность за будущее. Воздать должное достоинству человека, опереться на его видение, выйти на тот уровень эффективности решений, который недостижим без него.

 

Вот в этом и состоит истинное «бремя лидерства». Вовсе не в том, чтобы облагодетельствовать человека гениально выработанным за него решением — но в том, чтобы обратиться за решением к самому человеку.

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
189
Войти
в библиотеку компании