Об управлении знаниями, или Понтий Пилат на стратегической сессии

На одной из недавно прошедших стратегических сессий среди рассматриваемых компанией возможностей развития обсуждалась в том числе и стратегическая инициатива, связанная с так называемым «управлением знаниями». По мнению руководителей компании именно управление знаниями как направление работы содержит для нее ключи к будущему. Именно эта социальная технология поможет освоить новые технологии, заметно повысить эффективность деятельности и достичь стратегических целей. Ибо на сегодня у руководителей компании есть ощущение, что знания в компании — плохо накапливаются, плохо распространяются, плохо используются и плохо развиваются, и что компания теряет на этом много денег.

 

Учредитель выступил в начале мероприятия и рассказал коллегам «страшную историю». Умельцы в одном из подразделений компании открыли крайне эффективный метод выполнения одного регулярного операционного процесса. Годы спустя (!) данная сверхэффективная технология выполнения этого процесса все еще используется лишь только в одном этом подразделении. Другие подразделения на вопрос об этой технологии только глазами хлопают: они только слышали о ней, но не видели, и выполняют соответствующий регулярный операционный процесс по-старому, «дедовским» способом.

 

Управление знаниями, или knowledge management, или, если хотите, «проектный конвейер» — представляет собой действенное сотрудничество подразделений в открытии, развитии  и распространении технологических и маркетинговых ноу-хау, эффективных методов работы. Любое современное производство (производство в широком смысле — т. е. включая сервис, торговлю, финансы и проч.) носит наукоемкий характер. Понятие об управлении знаниями просто воздает должное этой реалии и целенаправленно фокусируется на управлении этой наукоемкостью, этой интеллектуальной составляющей в деятельности.

 

Многие слышали про «обучающуюся организацию», про «инновационный менеджмент», про «сбалансированную систему показателей» — и про прочие методы, направленные на то, чтобы максимально развивать и максимально задействовать в бизнесе интеллектуальные, нематериальные активы. Интеллектуальная собственность — основа конкурентных преимуществ в XXI веке. Управление знаниями — одна из методологий среди ряда постиндустриальных подходов к менеджменту.

 

Тема управления знаниями кажется необъятной, неисчерпаемой. Любой, кто пытался совладать с этим вопросом, знает, что он аморфный, сложный, что в нем много подводных камней. Не понятно, как к этому вопросу подступиться, с чего начать. Есть ощущение, что можно вложить в управление знаниями очень много без какой-либо ощутимой отдачи. И, скорее всего, именно по этой причине компания уже очень долго ходит вокруг да около управления знаниями и никак не может взяться за этот вопрос по-настоящему. Все топ-менеджеры прошли соответствующее обучение, сыплют терминами, но воз и ныне там.

 

В ходе стратегической сессии учредитель предложил: давайте не будем сразу «лететь в космос», давайте для начала просто сделаем внутреннюю группу в «Фейсбуке», где наши инженеры будут писать свои «рецепты». И давайте просто «подкрутим» систему вознаграждений в компании, чтобы немножко людей стимулировать писать содержательные посты в этой группе, собирать «лайки» от коллег из других подразделений — чтобы они делились опытом, делились «добытой истиной».

 

И здесь один из участников стратегической сессии задал вопрос Понтия Пилата.

 

«Что есть истина?», — спросил он, — «Да, люди будут записывать советы в эту систему, но где гарантия, что это истина?»

 

В ответ Понтию Пилату на его скепсис хочется произнести следующее. Да, действительно, истины очень мало. Преобладающий объем даже научного знания носит предположительный, гипотетический характер. Научное знание может в любой момент быть опровергнуто — более того, именно эта потенциальная возможность быть опровергнутым согласно влиятельной теории Карла Поппера и является главным критерием научности знания. Знание, которое не может быть опровергнуто — это не наука, а догма, считает Поппер, «символ веры».

 

Управление знаниями — это не управление истиной. Управление знаниями — это управление предположениями. Управление гипотезами. Речь здесь следует вести не о том, является ли интеллектуальное содержание, которым мы управляем в нашей системе — наши предположения — абсолютной истиной. Речь следует вести о качестве предположений. И в этом смысле социальная сеть с ее «лайками» и «смайлами», при всей своей «карнавальности», «вульгарности», «несерьезности» — является хорошим операционным механизмом для «системы управления знаниями». Система управления знаниями — это не храм с единственно верным торжественно хранимым знанием. Система управления знаниями, система управления предположениями — это творческая мастерская, это спортивный тотализатор, это система ставок и опционов, коллективная попытка совладать с неопределенностью путем выдвижения и оценки тех или иных рабочих гипотез. Это не система управления знаниями, но система управления мнениями — с различным уровнем обоснованности этих мнений.

 

И возможно, снизив уровень наших метафизических амбиций, сняв плащ Понтия Пилата и перестав вести охоту за истиной в последней инстанции — мы наконец-то перестанем бояться и сможем внедрить «систему управления знаниями». И наконец-то об эффективном способе выполнения регулярного операционного процесса, открытом в одном из подразделений, узнают другие подразделения нашей компании. И наконец-то наша компания получит дополнительную прибыль.

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
326
Войти
в библиотеку компании