Октябрьская революция как кейс стратегического менеджмента

Профессор Александр Николаевич Сазанович однажды поразил аудиторию метким сравнением. Стратегия суть политика, и стратег по сути играет роль политического деятеля, или даже революционера в бизнесе. Стратегическое преобразование бизнеса есть не что иное как воплощенная революция в миниатюре. Это политическая схватка за переустройство заведенных порядков вещей. И осуществляться эта маленькая революция может и должна по тем же самым принципам, что и большая, общественно-политическая.

 

В связи с надвигающимся столетием Октябрьской революции (октябрьского переворота — кому как нравится) хотелось бы развить данную смелую аналогию и отметить эту памятную дату коротким анализом этого исторического события с точки зрения стратегического менеджмента. Почему у Ленина и у партии большевиков вопреки всем шансам получилось добиться того, чего они добились? Ведь никто не верил, что большевики придут к власти, и сами большевики в это не верили. Они были маргинальной политической силой даже в начале самого 1917 года, а к его концу уже пришли к власти. Как и за счет чего им это удалось? Возможно, взгляд на проблему революции с точки зрения стратегического менеджмента может пролить свет на этот вопрос.

 

Одна из известных моделей стратегических преобразований называется «восемь этапов преобразований» и предложена профессором Джоном Коттером из Гарвардской школы бизнеса. Профессор Коттер говорит, что успешное стратегическое преобразование включает в себя следующие элементы: 1) внушение людям ощущения необходимости перемен, 2) формирование коалиции изменений, 3) определение перспектив и стратегии, 4) пропаганда новой концепции будущего, 5) создание условий для широкого участия сотрудников в преобразованиях, 6) получение быстрых результатов, 7) закрепление достигнутых результатов и углубление перемен, 8) укоренение изменений в корпоративной культуре.

 

Давайте рассмотрим, каким образом партия большевиков использовала данную модель в своем приходе к власти и дальнейшем удержании этой власти.

 

  1. 1) Внушение людям ощущения необходимости перемен. Внушать людям ощущение необходимости перемен большевикам не пришлось. Чувство безотлагательности было создано самой историей, отчаянной политической ситуацией, связанной с проигрываемой войной, жесточайшим продовольственным кризисом, разрухой, неразрешенностью крестьянского, земельного вопроса. Современники пишут, что ощущение исторического поворота витало в воздухе. Царь отрекся от престола, а Временное правительство по сути продолжило его политику, никак не разрешая стоящих перед обществом проблем. Сложилась «революционная ситуация».
  1. 2) Формирование коалиции изменений. Командой реформаторов выступили большевики, а также другие фракции коммунистов и революционное сообщество в целом (меньшевики, эсеры и прочие). Работало большое международное и российское социал-демократическое движение, в рамках которого большевики стратегически вступали в союзы с «полезными идиотами», достигали своих целей и затем «размежевывались» и избавлялись от этих союзов. (Ленин обвинял всех в оппортунизме, но не был ли он сам оппортунистом?)
  1. 3) Определение перспектив и стратегии. Путеводной звездой революционеров выступала марксистская идеология, философия прогресса, программа строительства идеального общества — коммунизма. Грядущая мировая революция и наступление мировой утопии. Вот уж чего у большевиков было в достатке, так это глубоко проработанной и продуманной мечты о будущем, граничащей с религиозной эсхатологией.
  1. 4) Пропаганда новой концепции будущего. Современные специалисты по рекламе и PR подчеркивают, что советские коммунисты достигли в этом искусстве небывалых высот. Большевики виртуозно работали с общественным настроением, били ровно в «больное место». «Землю крестьянам», «заводы рабочим», «хлеба голодным», «власть советам». Ленин был великолепным оратором и пропагандистом. «Искра», «Апрельские тезисы», шквал его гневных идейных публикаций и писем — агитационно-пропагандисткая работа велась на широкую ногу.
  1. 5) Создание условий для широкого участия сотрудников в преобразованиях. Партия большевиков функционировала в рамках всероссийской структуры широкого участия людей в принятии решений — советов рабочих и крестьян. Большевики победили, потому что они опирались на широкие народные массы, на «диктатуру пролетариата».
  1. 6) Получение быстрых результатов. Большевики в отличие от своих коллег по революционному, социал-демократическому цеху не откладывали и не медлили. Пока Временное правительство копошилось и мешкало, а остальные политические партии колебались и не знали, как поступить, большевики организовали вооруженное восстание и захватили власть. Далее их действия были не менее стремительными, они отменили действующие порядки серией декретов, ввели продразверстку (силовое изъятие продовольствия у крестьян), «военный коммунизм», жестоко подавляли любое сопротивление своей политике (революционные «тройки» и «пятерки» расстреливали целые деревни за подозрение в мятеже без суда и следствия).
  1. 7) Закрепление достигнутых результатов и углубление перемен. Один из моментов, от которого предостерегает Джон Коттер в изложении своей модели преобразований, это преждевременное объявление успеха. Нельзя слишком быстро бить в набат об успехе: да, изменения произошли, но все только начинается, предстоит еще борьба за то, чтобы ситуация не откатилась назад. И это то, с чем столкнулись большевики. Силовые методы перестали действовать, в связи с чем Ленин ввел Новую экономическую политику (НЭП). Большевики отказались от «прямого перехода к коммунизму», но ради достижения окончательной победы было принято решение об использовании товарно-денежных отношений для строительства социализма. Были предоставлены концессии иностранным предпринимателям, было развернуто кооперативное движение.
  1. 8) Укоренение изменений в корпоративной культуре. Большевики не просто поменяли власть в стране, они осуществили необратимые социальные изменения, «культурную революцию». Политика коллективизации и индустриализации, ликвидации безграмотности и развития всеобщего образования, ликвидация сословной и классовой структуры общества, борьба с религиозным мировоззрением, подавление свободы совести и становление «советского человека». Было сделано многое для укоренения изменений. Чего стоит одна лишь идея Сталина об «обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму», реализованные им массовые репрессии в отношении как инакомыслящих, так и просто «подвернувшихся под руку», «культ личности», террор в отношении собственного населения, реализованный в государственном масштабе.

 

Как видно из этого короткого импровизированного обзора, «звезды сошлись» для Ленина и партии большевиков. Все факторы успешных стратегических преобразований имели место. Октябрьская революция получилась. Октябрьский переворот/путч оказался успешным. С нравственной точки зрения большевики, движимые утопическим революционным рвением, совершили большие злодеяния, но с точки зрения современной теории стратегического менеджмента они все сделали «правильно».

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
367
Войти
в библиотеку компании