«Плохие парни» стратегического консалтинга произносят ответное слово

У нас есть «закадычный оппонент» — регулярный посетитель наших открытых мастер-классов, заслуженный директор по развитию, большой профессионал. Каждый раз этот человек приходит, слушает и задает глубокие, пронзительные вопросы по поводу наших подходов к работе. Он видит массу недоработок в нашем методе — «стратегической сессии» — и в нашей концепции того, как должен действовать главный ответственный за стратегию в бизнесе, «директор по развитию». Мы благодарны этому конструктивному критику наших методов, ибо он заставляет нас становиться лучше.

 

Недавно наш оппонирующий коллега прислал в письменной форме детальный реестр недостатков нашего подхода к работе. В частности, наши прегрешения состоят в нашем превратном взгляде на управление инновациями, на маркетинг, на управление программами и проектами, на управление бизнес-процессами, наш излишний акцент на данных и аналитике, наше противопоставление инвестиций и стратегии (которую мы понимаем как безынвестиционное, или низкоинвестиционное развитие). Ведь «безынвестиционная стратегия» близорука, она «отсекает возможности», настаивает критик. Наш визави цитирует конкретные стандарты и фундаментальные технологии, которым не соответствует наш подход к работе над стратегией: PMBoK, ISO 9000, agile-технологии, «стратегия голубого океана». Вы никогда не будете «своими на корпоративном рынке», подчеркивает оппонент, если не будете соответствовать этим профессиональным стандартам.

 

Мы принимаем все эти обвинения. Это правда, наши подходы нарушают привычные представления и действующие правила. Почему и как мы на это решились?

 

Мы уже давно пришли к выводу, что менеджмент есть вовсе не научная дисциплина, но литературный жанр, художественное творчество. Есть трагедия, есть комедия, есть философский диалог, а есть размышления о менеджменте. То, что написано в учебниках и стандартах — это все эссеистика, если не журналистика. Один делает так, другой эдак. С интеллектуальной точки зрения менеджмент — это скорее «Камасутра» в эротических картинках, нежели чем «Математические принципы» Ньютона.

 

Традиционный менеджмент работает с помощью предписаний. «Метод тети Полли» состоит в том, чтобы отдать указание — «Красить забор отсюда и до обеда» — и проконтролировать его выполнение. Нетрадиционный же менеджмент — менеджмент в нашем представлении, в том представлении, которое мы в РКГ «Стратегии устойчивого развития» культивируем и развиваем — работает не с помощью предписаний, а с помощью «разговора о возможностях». «Метод Тома Сойера» состоит в том, что забор вдруг оказывается выкрашенным без предписаний и без контроля.

 

Требование о том, чтобы стратегия была безынвестиционной  вовсе не «отсекает возможности», но парадоксальным образом наоборот является катализатором, расширителем и преумножителем возможностей. Реальные инновации не требуют денег. Сколько стоит изобрести колесо? Первобытный человек с камнем в руке сделал это без денег. Сколько стоит придумать Facebook? Студент в общежитии сделал это без денег, на одном пиве и хорошем настроении. Реальные инновации состоят вовсе не из объема инвестиций, но из смелости, из неожиданности гипотезы. Как вызвать эти инновации? Нужно провести разговор о возможностях, состоящий из гипотез — стратегическую сессию.

 

Да, есть длинный перечень стандартов, критериев и представлений, принятых у человечества и которым мы нисколько не соответствуем. Но мы и не хотим им соответствовать. Дело в том, что мы совершили управленческое открытие в своей деятельности, которого не совершали другие. Мы нашли метод, который по-настоящему работает, который дает настоящие инновации на выходе. Этот метод не описан ни в стандартах, ни в учебниках, ни в признанных технологиях. О нем не рассказывают в бизнес-школе, о нем не подозревают преподаватели инновационного менеджмента. Да, мы не соответствуем стандартам, но ведь Исаак Ньютон со своей теорией всемирного тяготения тоже нисколько не соответствует стандартам доньютоновской, аристотелевской механики (у Аристотеля тяжелый предмет падает быстрее; с его точки зрения Ньютон глубоко заблуждается).

 

Истина состоит в том, что PMBoK нужно «сдать в утиль», вместе с ISO 9000. Мы искренне убеждены, что это морально устаревшие управленческие технологии, «методы тети Полли», «аристотелева натурфилософия». Кто-то должен наконец сказать, что король голый. Пусть, это сделаем мы — хотя признаю, что «нет пророка в своем отечестве», поэтому вряд ли наши слова будут восприняты вами за чистую монету. Неужели мировые стандарты неверны, скажете вы? Да, неверны. Неужели кумиры молодости должны быть повергнуты? Да, должны.

 

Истина — вовсе не в уроке, который преподает учитель. Истина — в ошибке, которую приносит с собой на урок ученик в собственном сердце.

 

Наша ошибка в собственном сердце нам дороже, чем все «стандарты», «фундаментальные технологии» и «термины» мира. И мы не будем никогда «своими на корпоративном рынке». Мы «чужие». У нас есть собственное мнение, которое не соответствует преобладающим представлениям. Тем хуже для преобладающих представлений.

 

Наша концепция подробно изложена в следующем цикле из двух статей, вышедших в журнале Retail&Loyalty в этом году:

https://www.retail-loyalty.org/journal_retail_loyalty/read_online/art270038/

https://www.retail-loyalty.org/journal_retail_loyalty/read_online/art271885/

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
303
Войти
в библиотеку компании