Плюсы и минусы различных подходов к разработке стратегии

В разработке стратегии традиционно выделяют несколько альтернативных подходов. В частности, можно привести четыре методологии — подход главного архитектора, делегирование, совместный/коллективный подход, а также привлечение внутренних резервов — которые являются традиционными в стратегическом управлении, и которые описаны в книге Томпсона и Стрикленда «Стратегический менеджмент» (12-е издание, М., 2013, стр. 52–55). Кроме этого, необходимо выделить еще и методологию структурированного группового поиска возможностей с помощью подготовки и проведения стратегических сессий. Коротко остановимся на каждом упомянутом подходе.

 

Подход главного архитектора

 

В рамках «подхода главного архитектора» один человек единолично формирует ключевые элементы стратегии (возможно с предшествующим мозговым штурмом сотрудников). Данная форма разработки стратегии характерна для компаний, главы которых являются учредителями, партнерств, небольших компаний, семейного бизнеса. Подход хорошо оправдывает себя в ситуациях, когда единственный разработчик четко знает, куда движется компания, и как она должна действовать.

 

Среди минусов подхода:

 

  1. Успех стратегии целиком и полностью зависит от опыта и суждений одного человека.
  1. Подход не годится для сильно диверсифицированных предприятий со многочисленными ассортиментными группами (в подобной компании в стратегии должно быть учтено огромное количество специфических особенностей).

 

Делегирование

 

Ответственный за разработку стратегии делегирует разработку отдельных компонентов стратегии подчиненным менеджерам или консультантам — теряя над ними контроль, но оставляя контроль за главным. Данный метод хорошо подходит для многоотраслевых компаний с широким ассортиментом продуктов. 

 

Среди минусов:

 

  1. Успех зависит от профессионализма и компетенций менеджеров более низкого звена, а им свойственна узость кругозора, сфокусированность на решении текущих проблем.
  1. Кроме того, менеджеры более низкого звена, могут предпочесть не рисковать и выбрать безопасную стратеги там, где нужна творческая и дерзкая.
  1. На процесс могут серьезно повлиять неформальные лидеры и группировки.
  1. У подчиненных может возникнуть впечатление, что стратегическое планирование недостойно времени и внимания начальника.

 

Совместный, или коллективный подход

 

Групповой подход к разработке стратегии, в рамках которого вырабатывается компромиссный вариант стратегии, вовлекает в процесс широкий состав участников из различных подразделений, а также, возможно, клиентов и поставщиков. Результирующая стратегия является плодом усилий всех участников. Данный способ разработки стратегии удобен, когда компоненты стратегии касаются различных отделов и видов деятельности, и приходится привлекать специалистов с разным опытом и знаниями. Участники становятся ярыми приверженцами созданной стратегии и охотно участвуют в ее реализации.

 

Среди минусов:

 

  1. При совместном подходе политические игры и интриги тоже возможны.
  1. Кроме того, совместная разработка стратегии требует большего времени из-за большего количества участников.

 

Привлечение внутренних резервов

 

В рамках «привлечения внутренних резервов» руководство предлагает сотрудникам и рабочим группам выдвигать предложения по новым продуктам и рынкам — топ-менеджмент отбирает наиболее перспективные и предоставляет ресурсы. Стратегия в этом случае представляет собой совокупность инициатив. Данная технология формирования стратегии побуждает всех работников искать выгодные рыночные возможности, предлагать инновационные стратегии и брать на себя ответственность за новые направления. Метод хорошо зарекомендовал себя в отраслях, где быстро развиваются технологии и/или постоянно появляются новые возможности.

 

Среди минусов:

 

  1. Из-за того, что инициативы исходят из разных подразделений и имеют разные цели, их трудно согласовать в единый стратегический план без жесткого иерархического руководства (высшие руководители должны выбрать те предложения подчиненных, которые укрепляют, а не подтачивают общую стратегию).
  1. Стремясь сохранить за собой репутацию предусмотрительных руководителей, высшие руководители топят любые новые идеи: обычному служащему сложно провести неординарное предложение по всей цепи инстанций.
  1. Подход срабатывает при наличии в компании хорошего кадрового потенциала.

 

Структурно-возможностный подход

 

Данный подход совмещает два последних — совместный подход и подход на основе привлечения внутренних резервов. Это структурированный совместный поиск новых возможностей увеличения выручки и прибыли компании. Стратегия формируется на одной или нескольких стратегических сессиях, в рамках которых осуществляется работа по формированию продуктовых, рыночных и внутренних инициатив развития. При этом штурм возможностей идет не из общих соображений, но по четкой структуре стратегических вопросов, задаваемых высшим менеджментом / собственником организации.

 

Среди плюсов:

 

  1. Системный поиск возможностей: компания рассматривает возможности по всему периметру в 360°.
  1. При этом разработка стратегии идет вокруг видения главного архитектора, ключевые решения остаются за ним.
  1. Подход побуждает сотрудников находить и развивать новые возможности.
  1. Участники становятся ярыми приверженцами созданной стратегии и охотно участвуют в ее реализации.

 

Среди минусов:

 

  1. Подход требует большего количества времени из-за большего количества участников.
  1. Подход требует стратегического видения и подготовки докладов от каждого участника: некоторые участники «сходят с поезда».

 

Структурно-возможностный подход имеет все плюсы и при этом преодолевает родовые недостатки подхода на основе «привлечения внутренних резервов» (разнонаправленность/нескоординированность инициатив, потопление новых идей и необходимость наличия хорошего кадрового потенциала). Это достигается за счет того, что работа ведется структурированным групповым образом, дисциплинированно, в рамках стратегических сессий с четким сценарием.

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
300
Войти
в библиотеку компании