Реабилитация Тома Сойера, или Как заставить коллектив измениться без манипулирования

Тетя Полли испортила Тому Сойеру законную субботу американского мальчика, отправив его в этот день красить забор. Бедный Том Сойер с ведром известки под палящим миссурийским солнцем поплелся к бесконечному забору и, совершенно поверженный духом, достав кисточку, уныло встал перед ним — словно приговоренный перед виселицей. Окрестные мальчишки собрались вокруг и стали его дразнить и насмехаться над ним: видано ли это — все мальчишки отдыхают, а Том Сойер работает!

 

Как поступил Том Сойер в этой ситуации? Помните эту историю? Он стал так увлеченно, с таким видимым наслаждением красить забор, что мальчишки вначале принялись недоумевать, затем молча завидовать, затем упрашивать дать им тоже немножко покрасить забор — и наконец они выкрасили Тому Сойеру весь забор, отдав ему за эту привилегию самое ценное — яблоки, жуков и пауков, и даже крысу на веревке.

 

Мы с удовольствием приводим данный пример на наших семинарах как аллегорию, иллюстрирующую различные подходы к разработке стратегии. Традиционный, «закутковый» способ формулирования стратегии — анализ и принятие решения за закрытыми дверями — похож на диктат тети Полли. А нетрадиционный, «возможностный» способ формулирования стратегии — заключающийся в опоре на идеи, высказываемые самими сотрудниками в преддверии и в рамках стратегической сессии в соответствии с открытым нами алгоритмом — сильно напоминает метод Тома Сойера. Традиционный способ разработки стратегии заставляет людей понуро исполнять долг, возможностный способ — рождает групповой азарт достижения цели. Настоящий директор по развитию, говорим мы обычно, действует как Том Сойер.

 

Но однажды один участник семинара сказал нам в ответ на это сравнение — но ведь Том Сойер обманщик! Вернитесь, мол, перечитайте этот эпизод — сказал участник — Том Сойер сознательно ввел своих товарищей в заблуждение. Он заставил их поверить в фальшивое и несуществующее удовольствие от покраски забора.

 

Я сильно приуныл от этих слов. Неужели тот литературный герой, на которого я ориентируюсь, обманщик и манипулятор?

 

Мне не хочется свою деятельность строить на обмане.

 

Поломав над этой дилеммой голову в течение достаточно длительного времени, мне кажется, я сформулировал ответ.

 

Дело не в обмане — дело в игре. Есть стотысячный стадион, ревущий над футбольным мячом, который попал или не попал в ворота — по какому поводу все эти люди ликуют и сокрушаются? Разве болельщики не понимают, что подскоки мяча на траве, вообще-то, честно говоря, не являются достойным поводом для сильных эмоций? Разве будет верным сказать, что эти люди обмануты? Игру в футбол вы же не назовете обманом?

 

Есть игра в забивание мяча в ворота на поле. А есть игра в покраску забора наперегонки.

 

Говорить, что «игры не существует», что «игра есть обман» бессмысленно, ибо это будут просто слова человека, который не хочет принимать участия в данной конкретной игре.

 

Да, игру невозможно «пощупать». Да, игра «витает в воздухе».

 

Но можно ли пощупать Российскую Федерацию? Можно ли пощупать законы, русский язык, поэму «Евгений Онегин»? Можно ли пощупать любовь? Можно ли пощупать число Пи?

 

Где находятся все эти перечисленные вещи? Они нигде не находятся, потому что это не вещи. Это «социальные институты». Это игры. Игры с определенными правилами. Это «привычки».

 

Обманщик ли курильщик, который пытается бросить курить? Обманщик ли математик, который подсчитывает длину окружности? Обманщик ли законодатель, который вводит в действие новый закон? Обманщик ли поэт, который сочиняет стихотворение?

 

Обманщик ли Том Сойер, который придумал новый взгляд на вещи?

 

Том Сойер — не обманщик. Том Сойер — изобретатель новых правил игры.

 

Чтобы заставить свою компанию измениться, нужно «начать вести другую игру» с людьми. В частности, есть абсолютный смысл прекратить «игру в проблемы» — и заменить ее на «игру в возможности». Иными словами, есть абсолютный смысл отказаться от традиционной, «закутковой» формы работы над стратегией, или «метода тети Полли» — и заменить ее на подготовку и проведение стратегической сессии, на «метод Тома Сойера». Вы хотите, чтобы ваша компания работала иначе и получала иные результаты на рынке? Вам нужны новые правила игры — рождающие иной азарт и иную волю к победе.

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
403
Войти
в библиотеку компании