Стратегия в бизнесе должна быть, но ее не должно быть много

Вчера нас посетил один бывалый управленец и серийный предприниматель и рассказал две поучительные истории о «менеджменте по-русски». Одна история про отсутствие стратегии, вторая — про ее явный перебор. Истина, как всегда — наверное — где-то посередине.

 

Промышленное предприятие по производству строительных материалов поменяло собственника, с российского на иностранного, и радикально преобразилось. Ничего принципиально нового сделано не было, никаких особых инвестиционных вливаний, но как будто бы «вместо ночи наступил день». У русского собственника было вечное «тушение пожаров», предприятие непрерывно «стояло на ушах», денег не было, зато было непрерывное творчество, изголение и импровизация. Как только пришел иностранец, предприятие заработало по «японской производственной системе», все размеренно стали выполнять свои задачи, исчезла необходимость в массовом героизме и спасении ситуации в последний момент, производство имеет график выпуска продукции, по которому работает, и ничего не делается в обход этого графика, все у всех есть, все счастливы, включая клиентов. Ничего особенного на предприятии не поменялось, кроме того, что поменялось все.

 

Еще один российский собственник начал развивать новое направление — специализированную федеральную розничную сеть по смежному со своим основным бизнесом профилю. Начал делать масштабно и «по книжке», привлек на этот стартап команду, включая разработчиков стратегии, людей с зарплатами по 500 т. р. Несколько месяцев все прорабатывали, рисовали графики, а потом съели бюджет, деньги кончились, и проект закрылся, люди разъехались. Итоговый результат — 50 млн. руб. инвестировано в никому не нужный план проекта, в то время как основной вид бизнеса у собственника «лежит на боку» из-за нехватки оборотных средств.

 

Возможностей, стоящих перед предпринимателем, масса. Но куда конкретно «бить» — непонятно. Преследовать все возможности подряд, без разбору абсолютно бесполезно: никаких ресурсов не хватит, чтобы охватить все. Выбирать направление развития интуитивно, эмоционально — можно очень легко ошибиться, «выстрелить мимо», растратиться впустую так, что потом «мучительно больно». Именно поэтому в бизнесе необходима стратегия. Стратегия — это рациональное осмысление бизнеса и проектирование его перспектив. Стратегия повышает вероятность успеха, но не гарантирует его. Стратегия снижает вероятность неудачи, но не предохраняет от нее полностью. Стратегия — это теория вероятности в применении к конкретному бизнесу со всеми его возможностями и ограничениями.

 

Что иллюстрируют вышеизложенные страшные истории? Стратегия в бизнесе должна быть, но ее не должно быть много. Бизнес совсем без стратегии, совсем без рационального осмысления — это низкорослый, чахлый, «затюканный» бизнес, представляющий собой лишь жалкую тень своих реальных возможностей. Бизнес с гипертрофированным стратегическим менеджментом — это «горе от ума», «паралич анализа», мысль, которая никак не может вылиться в действие, «бегство от действительности», пустая и губительная фантазия.

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
241
Войти
в библиотеку компании