Стратегия в стиле «да» и стратегия в стиле «нет»

Есть один смешной фильм про человека, который реализует в своей жизни стратегию в стиле «да». О чем бы ни шла речь, как бы ни был сформулирован вопрос или предложение в его сторону — ответом этого человека всегда является «да». Удивительную, нестандартную роль этого экспериментирующего со своей жизнью персонажа во всех его приключениях (злоключениях) играет знаменитый актер Джим Керри. Крайне рекомендую вам к просмотру эту картину!

 

Однако проблема в том, что этот персонаж совершенно не прав. Он ошибается на все 100%. Верное стратегическое решение — это не как можно чаще говорить «да», но диаметрально ему противоположное — как можно чаще говорить «нет».

 

It's only by saying no that you can concentrate on the things that are really important. (Steve Jobs)
Только говоря нет, вы можете сфокусироваться на тех вещах, которые действительно имеют значение. (Стив Джобс)

 

Стратегия во многом рассматривается именно как «умение говорить нет», умение расставить приоритеты и сделать выбор. Компании, которые пытаются «быть всем для всех», терпят неудачу. Компании, которые делают выбор, отказываются от одного в пользу другого, обретают шансы на успех.

 

В стратегии, как подчеркивает крупнейший российский стратегический авторитет профессор Александр Николаевич Сазанович, есть «проблема первой строки». Самая главная проблема — решить, что должно быть написано в первой строчке стратегии. Если это сделано, то становится понятно что должно быть написано во второй строчке, в третьей и т. д. — и вся стратегия выстраивается вслед за первой строкой. Иными словами, самая главная проблема — решить, что является самым первым приоритетом. Это позволяет принять решение о том, что является вторым приоритетом, третьим и т. д. Стратегия по сути есть расставленность приоритетов «по ранжиру».

 

Но ведь что такое расставленность приоритетов? Это отказ от определенных возможностей. Или, по крайней мере, откладывание этих возможностей «на потом». Расставленность приоритетов представляет собой произнесение слова «нет» в сторону тех возможностей, которые не являются первым приоритетом в настоящий момент времени.

 

Есть великолепная книга «Сначала скажите нет» — которая предохраняет вас от вступления в невыгодные сделки.

 

Стратегия в стиле «нет» предохраняет вас от развития по невыгодным направлениям.

 

Подавляющее большинство бизнесов перегружено направлениями, продуктами, инициативами, сотрудниками, филиалами, низкоприбыльными и убыточными клиентами. Большое количество предпринимателей гоняется за стратегиями-«журавлями в небе», которые никогда не окупятся.

 

Один холдинг своим базовым пищевым производством годами финансирует ряд убыточных направлений (в том числе ИТ-услуги, такси, ресторанный бизнес, гостиничный бизнес и т. д.). Другой холдинг производит из общих соображений на одном и том же заводе виды промышленного оборудования, которые различаются по своей рентабельности в десятки раз. Собственник предпочитает не видеть этих различий. Еще одна сервисная компания имеет примерно вдвое больше филиалов, чем ей реально требуется, чем реально оправдано экономически — и более десяти лет предприниматель лелеет мечту, что когда-нибудь эти филиалы выйдут на должный уровень экономической отдачи.

 

Таковы печальные последствия стратегии в стиле «да».

 

Дональд Трамп — сторонник жесткой школы переговоров. Он очень эффективно умеет говорить нет — людям, возможностям, направлениям развития.

 

И даже Ганди, человек, голыми руками победивший всемогущую Британскую империю, рекомендует нам чаще и увереннее говорить нет. См. ссылку: http://hbr-russia.ru/management/prinyatie-resheniy/p13613/#ixzz4sNes2NDa

 

В следующий раз, когда услышите какую-нибудь благую и светлую мысль, гениальную стратегию развития или еще что-то в этом роде — смело отвечайте «нет».

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
399
Войти
в библиотеку компании