Три пятилетки под знамёнами «Белого Кита»: мастерство танца по лезвию бритвы

Этим летом компания «Белый Кит» отмечает 15 лет. По нашим меркам — меркам экспертов по стратегическим сессиям — это заслуженная компания. Время уважения со стороны рынка — коллег по цеху, клиентов, признание на федеральном уровне, известность в международной профессиональной среде. Можно бы и успокоиться, сбавить обороты, пожить для себя. Но эта история — не про компанию «Белый Кит». Сбавить обороты — значит остановиться, значит отодвинуть реализацию перспективных проектов, выходящих за пределы стоматологической отрасли, потерять уникальное чувствование рынка и его перспектив.

 

Эту сложную управленческую, интеллектуальную, эмоциональную — работу возглавляет владелец компании «Белый кит» Егор Хребтов.

 

Егор Хребтов — неординарная личность, предприниматель, эксперт по мировым религиям, великолепный с даром от Бога зубной техник, переживающий и тонко чувствующий человек. Но самое главное его дарование — это мастерство рыночного танца по лезвию бритвы.

 

Настоящая статья — это заочный комплимент, дружеский поздравительный тост Егору Хребтову и всей его команде — всем без исключения людям и компаниям, которые участвовали в развитии «Белого Кита» или участвуют сейчас.

 

Мы все прекрасно понимаем, что вряд ли найдутся компании, которые развивались и росли чинно да гладко, зная где и какую соломинку подстелить. И «Белый Кит» не всегда знал. Да и не это важно в конечном итоге. Гораздо важнее как компания двигалась после попадания в ситуации, где никаких соломинок не было. Именно такие ситуации закаляют волю, учат, развивают.

 

Принято считать, что история компании «Белый Кит» началась в 2002 году. Но эта версия — официальная. В 2002 года было основано юридическое лицо, была получена медицинская лицензия, был принят первый пациент. А история зарождения компании началась гораздо раньше, в голове одного человека, который совершил абсолютно контр интуитивный поступок: обучаясь с 11 лицее и готовясь к поступлению в медицинскую академию, этот человек развернул на 180 градусов все уготованные ему исторические рельсы и поступил в ... Копейское медицинское училище на специальность зубного техника. Какой силы внутренний замысел нужно было иметь, чтобы уже за 10 лет до официального открытия компании начать готовить самого себя к этой профессии. Это уникально и самоотверженно.

 

Вероятно уже тогда мысленный образ будущей компании, связанной с заботой о здоровье, с эстетикой рождался в голове Егора Хребтова.

 

Год за годом, жизнь знакомила Егор Хребтова с интересными людьми, он всё больше проникался профессией. Уже на выходе из училища Егор проявлял таланты и был замечен и приглашён работать в лучшую клинику Челябинска — «Стоматологическую практику».

 

Оттачивая профессиональное мастерство, Егор получил и управленческое образование. Всё было готово для запуска собственного проекта.

 

Стоматологическая клиника «Белый кит» размером в одно стоматологическое кресло начала свою работу в мае 2002 года. Располагалась она в цокольном этаже Челябинского Торгового Центра. Первыми пациентами были сотрудники и покупатели Торгового центра, которых невероятными усилиями удавалась уговорить пройти консультацию в новой клинике.

 

На тот момент в городе уже существовало более ста частных стоматологических клиник, были лидеры — это и упомянутая выше «Стоматологическая практика», «Улыбка», «Вэладент» ( в то время — Витадент), «Визит к стоматологу». Разница в уровне оснащения, люксовости, раскрученности этих клиник и новой никому не известной клиники (кабинета на 1 кресло) — была колоссальной.

 

Нужно было завоёвывать и доверие пациентов, и доверие врачей (как известно, компания из сферы профессиональных услуг должна быть успешна на каждом из этих рынков). И Егор Хребтов отчаянно завоёвывал доверие и тех, и других.

 

Ключом к сердцу клиентов был классный маркетинг. Начиная с названия (ничего подобного в то время в городе не было; основная масса названий содержала в себе «Денты», «Виты» и «Стомы» — отличить одну клинику от другой было крайне сложно). Название "Белый кит" родилось как ход против течения, контр интуитивный ответ тому семантическому однообразию, которое царило на рынке. И клиентам это понравилось. За банальным интересом «А что за Белый Кит появился?» шли первые консультации, за ними первые лечения, первые благодарные пациенты.

 

На рынке врачей Егор Хребтов добивался признания тоже маркетингом, только профессиональным маркетингом. Начиная с 2002 года компания «Белый кит» проводила на своей базе и на различных площадках Медицинской академии профессиональные мероприятия — мастер-классы, конференции. Это было невероятно сложно сделать — найти спикеров, убедить ключевых людей отрасли хотя бы обозначить своё присутствие на этих мероприятиях. Были ли эти вложения сил и ресурсов оправданными? Приносили ли они экономическую пользу в краткосрочной перспективе? Вряд ли, это были инвестиции в развитие, в брэнд компании, инвестиции в доверие лично владельцу компании со стороны рынка.

 

По прошествии лет нужно отдать должное этим инвестициям: они окупились сполна. Какие бы сложные периоды своей истории не проходила компания, её по праву, во все времена можно считать передовой, инновационной, опережающей. И не потому, что денег и прибыли — куры не клюют. Наоборот, тогда, когда денег — ограниченное количество, выбор зачастую делался в пользу долгосрочных инвестиций.

 

Покупать очередную полимеризационную лампу или проводить врачебную конференцию? Лампа важна — поток пациентов постоянно растёт, и существующего оборудования скоро уже не будет хватать. Но и конференция врачей важна — нужно предъявлять себя как потенциального работодателя, как развивающуюся компанию, в которой точно не будет скучно.

 

С такими дилеммами Егор Хребтов сталкивался в первые годы работы компании и сталкивается постоянно и по сей день. Масштаб проектов конечно другой. Сегодня компания задумывается о новых отраслевых решениях, о новой бизнес-модели, о драйверах всей отрасли завтрашнего дня.

 

Дилеммы «хорошо сейчас — хорошо завтра» приходится решать и сейчас. «Проклятие» основателя компании, собственника зачастую заключается в том, что он одинок в выработке по-настоящему стратегических решений. Вся компания, которую он годами создавал, давит на него по поводу решения текущих задач, и это вполне резонно. И вместе с тем, должен быть кто-то в компании, кто думает про завтрашний и послезавтрашний день. Ведь если все, включая основателя компании, будут думать про день сегодняшний, то завтра от успешной компании могут остаться только посредственность и прозябание, завтра можно выпасть из тех трендов, которые динамично разворачиваются в отрасли. И снова танец по лезвию бритвы…

 

Егор Хребтов и вся его команда всей своей работой опровергают расхожее утверждение: «Только бизнес. Ничего личного». Наоборот, бизнес в компании «Белый Кит» — это только личное и прежде всего личное. Если всё замерять только путём KPI, то человечество никогда не сделало бы шаг вперёд, в новое и неизведанное.

 

В России никто и никогда не делал франшизу стоматологических клиник. Егор Хребтов и его команда — делают. Первая в России франшиза клиники Стоматологической профилактики «32ок!» — это настоящий «голубой океан» и то решение, которым можно и нужно гордиться. Почему?

 

Во-первых, это сильное асинхронное конкурентное решение.

 

Во-вторых, философия клиник «32ок!» направлена на профилактику и пропаганду здорового образа жизни. Это мощный длинный тренд.

 

И заметим — подготовка к этому проекту началась ещё в 2005-2006 годах, когда компания впервые сформулировала для себя видение на длительную перспективу. И до сих пор это видение является руководящим и направляющим документом.

 

Цифровые технологии давно и прочно вошли в обиход стоматологических клиник. Каких только «космических» цифровых устройств не увидишь сегодня на стоматологическом приёме и в зуботехническом производстве. А что с вопросами цифровизации и автоматизации в управленческом контуре медицинских компаний? Здесь традиционно отставание. Егор хребтов и его команда сегодня берутся решать этот вопрос, инвестируют в ИТ-продукты, делающие прозрачным не только процесс лечения, но и процесс управления медицинской компанией. Верит ли сегодня кто-то в этот проект? Да, единицы, сподвижники, визионеры. А в целом компания требует заниматься сегодняшним (=вчерашним) днём. Но кто-то должен ходить нехоженными тропами, кто-то должен искусно танцевать по лезвию бритвы…

 

Компании «Белый Кит» — 15 лет, и я искренне поздравляю компанию с этим праздником.

 

Лично я люблю эту компанию не только потому, что она фактически дала мне путёвку в жизнь. Я люблю её за искренность, душевность, свободу, за рыночные эксперименты, за стремление пробивать собственные дороги, а не двигаться в чьём-то фарватере.

 

Желаю компании «Белый кит» и её лидеру — основателю Егору Хребтову никого не слушать и гнуть свою линию. Это уникальная компетенция, уникальная особенность и, возможно, главное конкурентное преимущество.

 

Евгений Печёрин

Войти в библиотеку компании
478
Войти
в библиотеку компании