Умерить амбиции и начать методично зарабатывать прибыль

Как профессиональные консультанты по стратегии мы слишком часто — чаще, чем можно было бы подумать — сталкиваемся с расточительным поведением собственников в бизнесе. В огромном количестве компаний среднего бизнеса есть одно основное высокоприбыльное направление, годами финансирующее и субсидирующее ряд убыточных направлений-«прихлебателей». Собственник когда-то открыл эти вспомогательные направления, и продолжает с упорством, достойным лучшего применения, вкладывать в них ресурсы, несмотря на то, что эти направления нужно давно закрыть. Закрывать эти направления жалко, они давно стали «идеей фикс» — лучше еще их пофинансировать лишней прибылью, благо она есть, а дальше посмотрим — вдруг произойдет чудо, и убыточные направления «выстрелят».

 

Парадоксально, но Россия — венчурная цивилизация, венчурная культура. Мы с вами ориентированы на слишком долгий срок, мы слишком стратегичны, мы слишком долго терпим убыточные проекты в надежде на победу. Мы любим рисковать.

 

Часто можно слышать, что государственные расходы неэффективны. Особенно в России — с ее коррупцией библейских масштабов и «кумовским» госкапитализмом. Но вывод, который мы вынуждены сделать на основании своей практики, звучит так — в России не только государственные расходы неэффективны, но и частные тоже. Российские предприниматели в девяти случаях из десяти предпочитают экстенсивный рост интенсивному развитию, ориентируются не столько на эффективность, производительность и рентабельность бизнеса — сколько на завоевание внешних ресурсов любой ценой.

 

Почему мы так себя ведем как культура? Есть мнение, что это происходит из-за так называемого «ресурсного проклятия», или «голландской болезни» — речь о пресловутой «нефтяной игле». Природное богатство отшибает у нас способность к высокопроизводительной деятельности. Посмотрите на нашу карту! Мы можем себе позволить не экономить, потому что у нас всего много. У нас «не починен сарай», но зато мы «строим коммунизм». Нам не интересно «чинить сарай», это слишком локальная для нас задача. Как написал Александр Прохоров в незабываемой книге «Русская модель управления», мы либо «лежим на печи», либо «летим в космос» — а среднего пути не дано.

 

6 декабря 2016 году компания Google объявила, что в следующем году она полностью переведет свои центры обработки данных и офисы на возобновляемые источники энергии. Несмотря на то, что, благодаря последним махинациям картеля OPEC, цены на нефть вдруг подпрыгнули вверх на 15% — и весь нефтяной и около-нефтяной мир немножко приободрился — человечество, тем не менее, неминуемо приближается к пост-нефтяной, пост-горнодобывающей эпохе развития. Энергоемкость экономики неуклонно снижается.

 

«Ресурсная» экономика, экономика сверхдоходов, которые некуда девать, и которые можно «вбухивать» в бесперспективные проекты, в БАМы, в летние олимпиады в субтропиках, в нанотехнологии, в «идеи фикс» — неотвратимо сходит на нет. Расточительные, долгоиграющие, неэффективные стратегии постепенно становятся неактуальными.

 

На прошедшем 8 декабря мастер-классе «Безынвестиционный рост» («Журавль в руках, или Как возможностное мышление преобразуем компании вокруг вас»), который мы провели совместно с БИНБАНКом, мы говорили о том, что предприниматели «тянутся слишком далеко» в бизнесе, реализуют «дальние» возможности, когда вокруг полно нереализованных «ближних» возможностей.

 

Подход к бизнесу как к азартной игре с высокими рисками и высокой отдачей — не просто экономически менее эффективен; в пост-нефтяной России — а к этому все идет — он теряет свою фундаментальную основу. В бизнес-стратегиях сегодня необходимо уходить от «венчурности», «экстенсивности», «завоевательности», «имперскости» — и переходить к методичной эффективной работе по технически квалифицированному «окучиванию» «ближних» возможностей. Тише едешь — дальше будешь. Путешествие в тысячу миль на самом деле построено на отдельном шаге в единицу времени. Необходимо научиться производительно и рентабельно делать отдельный шаг.

Войти в библиотеку компании
263
Войти
в библиотеку компании