Аргумент рабовладельца

Некоторые руководители следуют принципу «недопущения сотрудников к диалогу», дабы не отвлекать людей от дел насущных. Ведь настоящий стратегический разговор выбьет сотрудников из колеи и снизит их эффективность!

 

Однажды нам в ответ на презентацию наших услуг один из слушавших нас руководителей заявил примерно следующее: «Провести в компании стратегическую сессию — это прекрасная идея. Только не следует пускать на это мероприятие простых сотрудников. Ради их же блага. Ведь серьезный фундаментальный разговор парализует человека и будет мешать ему эффективно работать».

 

Во время гражданской войны (между Севером и Югом) в Америке шла широкая общественно-политическая дискуссия о рабовладении. И южные рабовладельцы фактически говорили северянам примерно следующее: «Вы капиталисты-угнетатели, вы выжимаете из человека соки за похлебку, берете человека в аренду (за зарплату) и нещадно его эксплуатируете, совершенно не интересуясь его будущим. А для нас, для рабовладельцев человек есть вовсе не хищнически эксплуатируемый ресурс, но лелеемая собственность: мы хотим не просто выжать из него последнее и бросить его, как это делаете вы, но заботимся о долговременном благополучии человека. Мы, рабовладельцы гораздо более гуманны чем вы, капиталисты. Ведь посмотрите на бедолаг-рабов: они ведь как дети, они ничего не могут сами, им во всем нужна наша опека. Если предоставить их самим себе, они ничего не смогут сделать, они ведь даже на работу не выйдут, но просто умрут с голоду».

 

Именно в этом состоит «аргумент рабовладельца»: ради собственного блага людей им нельзя давать свободу.

 

Аргумент Великого Инквизитора из «Братьев Карамазовых» Достоевского — заново казнящего Христа ради того, чтобы избавить людей от тяжкого бремени личного выбора между добром и злом — является близким родственником аргументу рабовладельца.

 

Так же является крайне похожим и аргумент депутатов Государственной думы, которые изо всех сил заботливо запрещают и «подталкивают» нас к морально-здоровому образу жизни (вводят налог на сладкую газировку, запрещают показ иностранных фильмов в кинотеатрах на майских праздниках, запрещают тайну переписки в «Телеграм» и т. д.).

 

Что если в корне заботы о том, чтобы «не допускать к выработке решений, а то это парализует», лежит убежденность в недееспособности, в несамостоятельности человека, неуважение к его свободе, достоинству, созидательности, ответственности? Что если стремление оградить человека от реальности, дабы это не помешало ему эффективно действовать, навеяно и вдохновлено «аргументом рабовладельца»?

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
370
Войти
в библиотеку компании