Аутсорсинг по-русски

Как не погибнуть хорошей компании, которую заботливое материнское предприятие «столкнуло в воду» рыночной действительности.

 

Вчера нас посетили уважаемые коллеги по цеху, с которыми мы «дружим домами» уже много лет, и попросили нас помочь с одним непростым случаем. Производственное подразделение выполняет вспомогательную функцию в рамках более крупного холдинга, в основном работающего по госпрограммам. Некоторое время назад это подразделение вывели в отдельную компанию под отдельным менеджментом, с отдельной вывеской и всем прочим, но фактически отделившаяся компания продолжила работать на основное производство холдинга (хорошо если 5% выручки отделившейся компании приходит «извне» холдинга).

 

И вот теперь, после отсрочки в несколько лет, наконец-то настала «чача»: предприятие осталось без заказов. «Неожиданно наступила зима». Холдинг забирает львиную долю объемов у выделенной компании и отдает другому подрядчику, а компанию оставляет в смертельном стрессе — чтобы продолжить существовать ей теперь нужно около 100 млн. руб. выручки суметь самостоятельно заработать на рынке уже в этом году. У компании для этого нет никаких навыков: они совершенно не умеют работать в рыночных условиях, ничего не знают о своем рынке, отдел продаж был запущен только вчера, маркетинга нет и в помине. Никаких решений и стратегий даже и не «витает» в головах сотрудников, посетовали коллеги, сотрудники просто находятся в ступоре и не видят выхода. Ситуация усугубляется тем, что это оборонная промышленность: т. е. им нужно, ко всему прочему, еще и конвертировать свою продукцию для гражданского сектора.

 

Вместе с тем, коллектив профессиональный, и терять его бы не хотелось, ведь они могут решать нестандартные задачи: если их распустить, то потом подобную команду днем с огнем не соберешь. Тем более, что и распад данного не столь критически важного для головной компании подразделения может сыграть дурную шутку — стать предвестником того, что произойдет через некоторое время с холдингом в целом.

 

Мы заверили коллег, что наш авторский «возможностный» подход к выработке стратегии, который мы в РКГ «Стратегии устойчивого развития» открыли и практикуем, идеальным образом подходит к данной ситуации. Ведь задача не просто в том, чтобы предписать гибнущей компании правильную стратегию, но в том, чтобы «прокачать» сотрудников компании, поменять механистическую бюрократическую культуру и повадки на деятельную инициативу и рыночную хватку и смекалку. Если люди продолжат ждать указания сверху, у компании нет никаких перспектив в рыночной экономике. И при всем при этом конкретные рыночные результаты предприятию нужны не через три года и не через пять лет, но уже во втором квартале. А это в чистом виде наш конек: мы не верим в длинные стратегии, и весь наш метод ориентирован на ближние действия, на «низко висящие плоды».

 

Коллеги упомянули в разговоре, что, по их мнению, компании нужны долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели, совместно командно установленные во всех основных сферах деятельности компании — во внутренней операционной эффективности, во внешней рыночной деятельности. Именно этого делать не нужно! Это именно тот подход к выработке бизнес-стратегии, который мы люто ненавидим, потому что он не дает результатов. Традиционное стратегическое планирование заменяет обсуждение конкретных действий и конкретных результатов постановкой целей и проектированием планов и программ. То, что данную компанию действительно спасет, то, что действительно даст ей «второе дыхание» и быстрые заметные рыночные результаты — это абсолютная противоположность традиционному процессу принятия решений. «Выброшенную на мороз» компанию спасет отказ от целеполагания в пользу «возможностнополагания», отказ от долгосрочного планирования в пользу азарта конкретных поступков, отказ от стратегии как документа в пользу стратегии как разговора, отказ от согласованных действий в пользу личной инициативы, отказ от рискованных инвестиций в пользу безынвестиционных, безресурсных новшеств.

 

Аутсорсинг по-русски уже над данной компанией совершили, давайте не будем ее добивать стратегией по-русски! Вместо разговора о целях давайте проведем разговор о возможностях.

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
224
Войти
в библиотеку компании