Бизнес в осаде

Компании испытывают внешние и внутренние стрессы, которые на первый взгляд происходят из совершенно различных источников. И компании пытаются совершенно по-разному реагировать на эти проблемы. Но на самом деле «корень зла» в бизнесе один. И искоренять его нужно одним-единственным способом.

 

Половину времени бизнес находится «в осадном положении». Подобное стрессовое бизнес-состояние может протекать по-разному. Например, проблема может состоять в том, что замедляется или сходит на нет рост того сегмента рынка, в котором мы работаем: конкуренты из соседних сегментов растут быстрее, и если это продолжится, то мы можем потерять долю рынка. Или у нас могла упасть рентабельность: из-за того, что накаляется конкурентная борьба, или из-за того, что на рынок вышли новые конкуренты с новыми прорывными бизнес-моделями. Либо наше текущее предложение может постепенно становиться менее привлекательным для наших клиентов или для наших каналов распространения: и если это продолжится, мы можем потерять наши рынки. Либо наш ключевой конкурент снизил цены, но, по всей видимости, продолжает зарабатывать прибыль в силу того, что, видимо, сумел какими-то хитростями добиться преимущества над нами в уровне издержек. Либо наши сотрудники могли стать гораздо менее воодушевлены по поводу работы в нашей компании чем прежде.

 

Виды давления, ощущаемого бизнесом, могут быть различными.

 

И компании зачастую, имея на своих руках столь различные проблемы, пытаются их решать различным образом. Вроде бы, так и надо — разве подходить по-разному к разным проблемам не есть вершина здравого смысла?

 

Позвольте рассказать притчу.

 

Есть человек, у которого болят колени. Этот человек приходит к коленному доктору и говорит: «Доктор, вылечи мне колени». Доктор с тем или иным эффектом делает этому человеку какие-то примочки и мази. Потом у этого человеку начинает болеть сердце. Он приходит к сердечному доктору и говорит: «Доктор, вылечи мне сердце». Доктор прописывает ему какие-то таблетки, какие-то процедуры.

 

На первый взгляд может показаться, что это все совершенно различные проблемы с совершенно различными причинами. Но на самом деле у этого человека просто повышенный вес. И из-за того, что у него повышенный вес, у него идет повышенная нагрузка на организм. Если бы этот человек просто снизил вес, то у него снизилась бы нагрузка и на колени, и на сердце, и на все органы — и все его недуги бы прошли.

 

Точно так же и с бизнесом. Все те «бизнес-недуги», которые были перечислены выше, все те причины нахождения бизнеса «в осадном положении», вроде бы различны, и вроде бы требуют различного диагноза и различного метода лечения. Но это лишь поверхностный уровень.

 

Фундаментальная проблема находящегося «в осаде» бизнеса — это плохая стратегия. Бизнес не может победить, потому что он не сформулировал достаточно четко, «в каком виде спорта он будет номером один» — где он намерен «играть», и как он будет там «выигрывать». Либо, даже если он это сформулировал, то сформулировал плохо, предвзято, излишне оптимистично и инвестиционно-емко. Очень часто компании реализуют оторванные от действительности стратегии, которые слабо опираются и слабо используют действительные возможности, которые есть у компаний.

 

Замедляется рост вашего рынка, либо ваш рынок вообще сжимается? На вашу «поляну» вышли новые конкуренты с инновационными прорывными бизнес-моделями? Ваше рыночное предложение становится все менее и менее ценным для ваших клиентов и каналов распространения? Конкуренты снижают цены? Людям не хватает мотивации? Любое из этих событий является симптомом одной и той же болезни. Вам показано обновление стратегии вашей компании.

 

Алексей Пан

 

Хотите узнать больше об инструментах стратегического развития, и о главном среди них — стратегической сессии?

Присоединяйтесь к сообществу «Директор по развитию» в фейсбуке: директорпоразвитию.рф

Присоединяйтесь к Telegram-каналу «Директор по развитию»: https://t.me/Chief_Strategy_Officer

Войти в библиотеку компании
265
Войти
в библиотеку компании