Бизнес-стратегия по Фрейду: как обратиться к корпоративному подсознанию

«Боюсь, что у нашей компании не будет новых идей о развитии», — так сказал нам один из заказчиков в преддверии корпоративной стратегической сессии, которую мы (РКГ «Стратегии устойчивого развития») для него организуем и проводим. Вначале этот человек испытывал энтузиазм по поводу наступающей стратегической сессии, а потом начал сомневаться, что у его уже видавшей виды компании, с сотрудниками-ветеранами, работающими в ней уже по 10 лет и более, что-то получится.

 

Но мы поспешили его разуверить в обратном.

 

Фрейд утверждал, что у человека есть подсознание, или «бессознательное», в котором содержатся мысли, «вытесненные» из сознания. Мы же видим, что в компаниях тоже есть свое подсознательное. В компаниях есть целые поля «изгнанных» из официального магистрального движения бизнес-идей. Это могут быть новые методы ценообразования и продвижения, альтернативные продукты и технологии, альтернативные регионы развития, конкретные сверхэффективные точки оптимизации бизнес-процессов, на которые в настоящее время компания закрывает глаза, закрытие убыточных подразделений, увольнение неэффективных сотрудников. Сотрудники в компаниях «носят в себе» массу потенциальных инноваций, способных дать компании кратный прирост в результативности и эффективности. Самое интересное, что сотрудники носят в себе эти задумки, и даже сами не подозревают об этом!

 

Потому что эти идеи «вытеснены». Они не обсуждаются на оперативных совещаниях. Они ютятся на задворках сознания и не допускаются в серьезный деловой разговор. Я не говорю, что в компаниях работает цензура. Скорее — самоцензура. Люди в организациях тщательно выбирают свои слова и действия. Они изо всех сил стараются играть строго по правилам. Провозглашение и серьезное обсуждение идей, которые идут вразрез с заведенным порядком вещей — это нарушение правил. При прочих равных все эти задумки и инновации «душатся в зародыше» и не выносятся на свет божий.

 

В результате, компании в своей массе проводят свою бизнес-жизнь в «спящем» режиме. Как зомби. 

 

Для того, чтобы вывести свою компанию из зомби-режима в режим ясного сознания, для того, чтобы пробудить компанию и заставить ее обдумать и обсудить все те возможные направления развития, которые обычно «выпадают из обоймы», необходимо сделать специальное усилие к этому — подготовить и провести стратегическую сессию.

 

Ряд специальных социальных технологий используется при подготовке стратегической сессии для того, чтобы «раскачать» человека и заставить его выдавать идеи «на гора». Кушетка психоаналитика не входит в набор этих технологий! Подготовка к стратегической сессии построена на применении ряда стандартных инструментов управленческого исследования, таких как интервьюирование, анкетирование, подготовка презентаций, в строго определенной последовательности.

 

Один из главных принципов высвобождения корпоративного бессознательного — это метод «Дельфи». Участники должны осуществлять всю подготовку к стратегической сессии по отдельности, не советуясь друг с другом. Само обсуждение на стратегической сессии должно идти по строгому регламенту. Иначе сработают стандартные механизмы «вытеснения» хороших идей. Нельзя давать стандартным механизмам «цензуры», стандартным механизмам отбора и отсева идей «продыху» при подготовке и проведении стратегической сессии. Эти механизмы нацелены на сохранение существующего порядка вещей. Чтобы изменить ситуацию, чтобы изменить судьбу компании, необходимо изменить систему выработки и селекции идей.

 

И когда вы это сделаете, вы увидите, что в подсознании вашей компании скрыты залежи бизнес-идей, кладези недоосвоенных возможностей и недополученной прибыли. 

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
513
Войти
в библиотеку компании