Блеск и нищета онлайн-школ

В последние несколько месяцев онлайн-школы всё чаще всплывают в окружающем информационном пространстве. Фриковатого вида дядьки из Фейсбука и Инстаграма убеждают меня каждый день, что онлайн-школа — это ровно то, чего мне точно не хватает для полного счастья в жизни. Упрямо продвигается тезис о лёгкости бытия, если у тебя есть онлайн-школа — ты расслабляешься на курорте, а денюжки капают. Именно так, именно такие образы вдалбливаются в сознание. Современно, модно, молодёжно. Одним словом, хайп.

 

Сразу отмечу, что нужно разделять понятия «Онлайн-школа» и «Дистанционный курс».

 

Онлайн-школа — это бизнес-модель заработка в интернете, построенная на конвертации части посетителей специальных сайтов (лэндинг-страниц) в покупателей целевого продукта — того, на чём специализируется конкретная онлайн-школа (кулинария, рукоделие, предпринимательство, менеджмент, эзотерика и т. д.). Как правило, внимание и лояльность посетителей лэндинг-страниц удерживается набором бесплатных или (в продвинутых версиях онлайн-школ) условно бесплатных продуктов, которые посетитель может получить в обмен на свои регистрационные данные — имя, электронную почту и телефон.

 

Дистанционный курс — это способ получения информации по конкретному предмету или области знания или даже конкретному навыку. Дистанционный курс — это ещё один канал доставки полезного учебного контента, наряду с другими традиционными каналами. Дистанционные курсы есть в школах, университетах, бизнес-школах, корпоративных университетах, у бизнес-тренеров и коучей. Хотите — приходите на очные занятия. Хотите двигаться в своём ритме — занимайтесь дистанционно.

 

Далее речь пойдёт об онлайн-школах именно как о бизнес-модели заработка в интернете, как о продвигаемом сейчас на всех углах способе монетизации своей экспертности.

 

Я не являюсь специалистом по онлайн-школам, ни одной онлайн-школы не создал для того чтобы давать профессиональные экспертные заключения. Вместе с тем, и без создания онлайн-школы у меня есть определённые соображения на этот счёт, которыми я и хочу поделиться. Кроме того, есть наблюдения о создании онлайн-школ у нескольких друзей.

 

Прежде всего обращают на себя внимание чрезмерные усилия основных игроков, превращающих эту тему в модный тренд и хайп. Акцент на простоту, минимальные вложения без необходимости прикладывать серьёзные усилия. Реклама сообщает: отдыхай, делай что хочешь, живи в своё удовольствие, а онлайн-школа будет в автоматическом режиме собирать лиды, конвертировать их в клиентов, желающих употребить ваш продукт и далее рекомендующих вас.

 

Какая-то беспросветная чушь, ей-богу. Я не верю ни в какие автоматически получающиеся денежные потоки, которые вдруг возникают из-за того, что ты оцифровал свой контент, выложил его в сети и просишь за него деньги. Деньги не бывают лёгкими просто так, на ровном месте. Лёгкость получения денег есть результат тщательного отбора вариантов, которыми бизнес может развиваться, отказ от очевидных казалось бы вариантов в пользу совсем не очевидных — именно эта работа должна проводиться.

 

Несколько месяцев назад знакомый предприниматель, занимающийся выводом на рынок своей онлайн-школы, по рекомендации «старших товарищей», посетил главное мероприятие года, посвящённое онлайн-школам. Главное, что поразило этого умудрённого опытом человека — огромное количество людей около-студенческого возраста, которые слетелись послушать о лёгких деньгах, как мотыльки на свет. Совершенно пустые глаза, совершенно никакого понимания чем заниматься и что конкретно делать — у большинства представителей этой новой предпринимательской волны, — говорит мой знакомый.

 

Мой знакомый — настойчивый человек. Если что-то решил делать, то приложит все усилия, чтобы проект удался. Занимается запуском онлайн-школы уже несколько месяцев (4 или 5 месяцев) и всё никак не может запустить. «Ты даже не представляешь, какое количество тонкостей, сложностей и подробностей выяснилось, пока мы запускаем онлайн-школу. Моя вера в результат никуда не делась, но я не ожидал, что будет так сложно», — делится человек, очарованный когда-то перспективами онлайн-бизнеса.

 

Очень важное обстоятельство: мой знакомый учится в онлайн-школе по созданию онлайн-школ! Сначала он инвестировал в получение знаний о том, как создать прибыльный бизнес — поддался на блестящее продвижение (действительно, информация про онлайн-школы звучит из каждого утюга). Дальше начал всё реализовывать — и «попал»: лэндинги, подрядчики, рассылки, реклама — всё для того, чтобы настроить устойчивый поток клиентов на свой сайт. Помимо значительных инвестиций в создание всей этой инфраструктуры оказалось, что стоимость получения одного лида (контакт человека — эл. адрес и / или телефон) составляет 100 (сто) рублей.

 

Для того, чтобы набрать группу в несколько десятков человек, которые начнут обучение в вашей онлайн-школе, по правилу воронки нужно, чтобы несколько тысяч человек оставили свои контакты, чтобы далее вы продолжили с ними коммуникацию. Несколько тысяч лидов — это несколько сотен тысяч рублей в рекламную кампанию. Некисло получается. Странный какой-то бизнес, не находите? Вы даёте работу массе людей — производителям лендингов, писателям текстов, специалистам по рекламе в соц. сетях и т. д. И что получаете?

 

Ещё один знакомый поделился болью: поддался на рекламу онлайн-школы и решил сделать свою. Рекламное обращение звучало примерно так: получишь миллион рублей уже с первого запуска школы. За скобками осталась информация о том, что миллион нужно вложить в создание инфраструктуры и продвижение. Но если в первый же запуск миллион вернётся, то почему бы и не вложить, подумал мой знакомый. И вложил. После первого запуска вместо миллиона рублей получил шесть тысяч рублей. 6 — ШЕСТЬ — ТЫСЯЧ — РУБЛЕЙ. Не тысячу тысяч рублей, а всего шесть. Это даже не один процент от обещанного а 0,6%.

 

У меня нет никаких сомнений, что онлайн-школа — это действительно хороший инструмент и классный вариант развития бизнеса. Ключевое слово здесь — развитие бизнеса. Но не старта бизнеса. Не онлайн-школа принесёт вам успех. Успех рождается непосредственно от ваших личных усилий, вашей концентрации на главном, на качественном контенте, на пользе, которую вы приносите людям. Не нужно никаких инвестиций. Если у вас есть что сказать обществу — начинайте говорить и делать это прямо сейчас. Чем вам не нравится Фейсбук, Вконтакте, Инстаграм — это ведь великолепные площадки для того, чтобы вы начинали вещать в мир уже сейчас. Сделайте это! не уповайте на блестящие призывы заплатить кому-то деньги, чтобы потом вам почему вернулись ещё бОльшие деньги. Не вернутся.

 

Онлайн-школа может быть отличным продолжение, развитием вашего бизнеса по донесению вашей экспертности более широкому кругу ваших клиентов и почитателей. Именно так поступают известные бизнес-тренеры, коучи, мотивационные спикеры — эксперты в своих областях. Они уже достигли успеха и теперь расширяют горизонты своего бизнеса, делают свой продукт более доступным, более «потребляемым», разделённым на уровни. Это хороший, мощный шаг. Но это не первый шаг, а последующий.

 

Оборотная сторона онлайн-школы — это нищета создателя онлайн-школы. Огромные расходы на «примагничивание», на «подогревание» холодного трафика, всё сужающаяся воронка, всё большие расходы на то, чтобы «купить» лояльность человека, зашедшего на вашу страничку. А купить его лояльность вы можете созданием качественного и нужного ему контента, который вы готовы отдать ему бесплатно. Но отдаёте вы его бесплатно, а создаёте — платно. И даже очень платно. Если у вас за плечами несколько лет плотной экспертной работы в своей области — у вас есть что отдавать. А если вы только начали создавать бизнес и решили стартовать с онлайн школы, то отдавать вам просто нечего, и всё приходится создавать с нуля, и это ещё инвестиции.

 

Такое вот мнение, уважаемые друзья.

 

Развивайте свою экспертность вместо того, чтобы «штамповать лендинги и нагонять трафик». Лендинги и трафик — это муть голубая, которая с удовольствием употребит ваши кровно заработанные деньги и ничего не даст взамен. Покупать у вас будет не «трафик», покупать у вас будет конкретный человек — узнайте его по имени, принесите ему пользу, передавайте ему свою экспертность, и именно это принесёт вам успех. Приворотное зелье в виде онлайн-школы не создаст успех за вас.

 

Апологетам онлайн-школ — большой привет. Не сердитесь. Если уж взялись помогать людям с созданием их онлайн-школ, то не просто «рубите бабки на хайповой теме», а помогите людям по-настоящему добиться успеха. Или посоветуйте им не ввязываться. 

 

Евгений Печёрин

Войти в библиотеку компании
253
Войти
в библиотеку компании