Век импровизации

Как регулярный менеджмент сдает позиции и уступает место всеобщему творчеству.

 

Не так давно у нас в очередной раз не продался такой продукт как «проектный конвейер», систематизация исполнения стратегии в компании клиента по итогам проведенной стратегической сессии, проведенного «разговора о возможностях». И мы из этого события сделали далеко идущие выводы. Конвейер, даже проектный — в прошлом. Экономика разнообразия победила экономику масштаба. Индустриальный мир закончился, и мир прочно вступил в постиндустриальную творческую эпоху — эпоху нового кустарного, немассового производства.

 

Оговорюсь, что я вовсе не утверждаю, что наступила смерть «динозавров», смерть больших компаний — потому что она не наступила. Большие компании — фейсбуки и амазоны — цветут и пахнут. Просто сегодня они это делают не за счет эффектов масштаба, не за счет эффективного тиражирования деятельности, а за счет сетевых эффектов (network effects), за счет «тусовки», за счет того, что пользователи стремятся к «толкучке» на их платформах.

 

Вчера утром вышло замечательное эссе Ивана Клишина о медиа-менеджменте (ссылка: https://vedomosti.ru/opinion/columns/2019/07/10/806339-gruziya-kotoraya-ne-razgorelas). Гуру массовых коммуникаций обсуждает недоумение, охватившее средства массовой коммуникации из-за того, что, несмотря на значительные усилия медиа-жрецов «раскрутить» тему текущего противостояния с Грузией, обыватель проявляет к ней мало интереса. Автор отмечает, что текущее равнодушие аудитории не идет ни в какое сравнение с тем завороженным вниманием, с которым тот же самый обычный житель следил за предыдущими выпусками этого «сериала» — конфликтом с Грузией в 2008-м году и с Украиной в 2014-м году. Опираясь на собственный опыт, автор делает вывод: как бы ни хотелось подчинить распространение информации в социуме некой науке и некой технике, но это невозможно, ибо формулы не работают в общественном пространстве. В общественном медийном пространстве срабатывает отступление от формул. «Пламенем разгореться» может только то, что еще не «полыхало» в сердцах людей вчера.

 

Я лишь хочу здесь заметить, что мы все в некоторой степени медиа-менеджеры сегодня, у каждого инстаграм и твиттер, каждый из нас напрямую имеет дело со стихией общественного внимания, не желающей следовать формулам. Формулы обесценились. Конвейер потерял силу. Система не работает; вернее, работает, конечно, но не имеет прежней тяги в сегодняшнем мире прямого общения всех со всеми.

 

В наступившую эпоху как никогда ценится дерзкая творческая импровизация, а не следование лекалам. Все систематическое, все трафаретное и шаблонное сделает искусственный интеллект. Но что искусственный интеллект не сможет сделать — и это фундаментальная причина, по которой искусственный интеллект никогда не заместит людей — так это человечность, спонтанность, субъективность, чувство, воображение, радикальная инновация. Именно данные человеческие компетенции, добродетели правят бал сегодня, именно они создают непропорционально высокую ценность в экономике. Именно поэтому не работают бизнес-процессы, «конвейеры», системы «владельческого контроля» всех видов — и именно поэтому работает разговор об идеях, «разговор о возможностях».

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
198
Войти
в библиотеку компании