Велосипед для невелосипедистов, или Что такое дизайн-мышление?

Если дизайн есть проектирование изделий, то дизайн-мышление есть проектирование причин, по которым ваши изделия станут покупать те, кто их раньше не покупал.

 

Мы в РКГ «Стратегии устойчивого развития» профессионально способствуем стратегическому развитию организаций, и, так или иначе, время от времени сталкиваемся с новыми управленческими веяниями. В том числе и с такой практикой как дизайн-, или проектировочное мышление (по-английски, design thinking).

 

Интригующее и таинственное понятие! Дизайн-мышление — это не «визуальное мышление». И это не мышление дизайнера. Дизайн-мышление — это «дизайн в широком смысле слова», мышление, похожее на мышление дизайнера, но осуществляющееся в отношении более широкого круга вопросов чем собственно разработка конструкции или внешнего вида изделий. Дизайн-мышление работает не просто с продуктом или услугой, но с образом жизни человека, потребляющего продукт или услугу.

 

Дизайн-мышление есть инновационное мышление; это создание, проектирование нового. Многие специалисты практикуют, говорят и пишут на эту тему. Из известных авторов: канадский гуру менеджмента Роджер Мартин, глава креативной компании IDEO Тим Браун. У каждого немного свой, отличный подход. Можете посмотреть прекрасный короткий (хотя и слегка научный!) рассказ о дизайн-мышлении от Ольги Мороз: https://www.youtube.com/watch?v=bgRYEoib7L8

 

Если дизайн есть проектирование изделий, то дизайн-мышление — это проектирование причин, по которым те, кто раньше не покупал ваши продукты, теперь начнут их покупать. Дизайн-мышление — это умение мыслить за пределами традиционных рынков, традиционных изделий и традиционных отраслевых установок. Дизайн-мышление создает не продукты, оно создает рынки. Оно направлено на выявление и «утоление» потребностей, о которых мы до этого даже не догадывались.

 

Компания Тима Брауна спроектировала не просто новый велосипед, но «велосипед для невелосипедистов», велосипед для обычного человека, который даже и не думал, что будет велосипедировать. Тем самым дизайн-мыслители расширили рынок. Вернее, вызвали новый рынок к существованию.

 

Дизайн-мышление — это еще один пример воплощения на практике так называемых «неклиентских» стратегий развития — движения за пределы существующих в еще не существующие рынки. Другими известными апологетами «неклиентского» образа мышления являются Клейтон Кристенсен, Кеничи Омае, а также Ким и Моборн.

 

Еще готовые стратегии «неклиентского» дизайн-мышления из опыта наших клиентов: «медицинская страховка для здоровых людей», «строительные инструменты для нестроителей», «индустриальные образовательные системы для здравоохранения».

 

Велосипед уже изобретен, поэтому сейчас его нужно переизобрести — совершенно другим и максимально удобоваримым для человека. Именно этим и занимается дизайн-мышление.

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
378
Войти
в библиотеку компании