Георгий Щедровицкий и метафизика стратегического планирования

В чем конкретно состоит наследие крупнейшего отечественного мыслителя в сфере управленческих наук?

 

Недавно довелось перечитать стратегию, разработанную нами много лет назад для одного клиента — и я чуть «на стенку не полез» от переизбытка аналитических выкладок. Сколько же всего мы анализировали — всего-всего на свете — для того, чтобы, как итог, выдвинуть символическую программу действий! Просто диссертация какая-то, а не управленческое решение! Сегодня, пройдя большой путь внутренней эволюции, мы подходим к формулированию стратегий совершенно иначе. Дело вовсе не в анализе.

 

Чуть ли не всю сознательную жизнь знаю о Георгии Щедровицком, советском «гуру менеджмента», прочитал ряд его произведений, но все никак не мог ухватиться за существо его мысли. Но вот буквально вчера наткнулся на интересный материал, на ряд цитат из его выступлений, который наконец-то позволил мне выделить для себя главное в том, что он говорит. Вот ссылка на материал «Философия у нас есть»: https://www.metodolog.ru/00142/00142.html

 

Щедровицкий — последовательный идеалист. Научный взгляд на мир, утверждает он, ущербен с онтологической точки зрения, наука не соответствует подлинной картине того, с чем имеет дело человек. Человеческий разум не сводится к познанию, к исследованию: мышление может быть и не познающим, но «проектировочным», «проектным», «вводящим норму» в окружающий мир вместо простого «отражения», простого «вынимания знаний» из окружающего мира. Фактически, Щедровицкий постулирует субстанцию мышления как отдельную реальность, независимую от субстанции материи, независимую от бытия и несводимую к нему. Мышление есть не просто всматривание в то, что есть, но отдельная — суверенная по отношению к тому, что есть — сфера мироздания.

 

В других произведениях автор противопоставляет реальности действительность. Реальность означает состояние вещей, а действительность означает «я действую», действительность есть «реальность моего действия», говорит Щедровицкий. Его ссылки на Платона — на мир идей, «превышающий рангом» мир теней/вещей — не оставляют сомнений в идеализме этого вроде бы советского мыслителя.

 

Все эти на первый взгляд праздные измышления имеют прямое отношение к выработке управленческих решений. Ввиду своей метафизической ущербности научный взгляд на мир приводит к пассивности, к безынициативности и бездеятельности, утверждает гуру. Научный взгляд на мир заблуждается, упускает, не отдает должного огромной, превосходящей по значимости сфере действительности — автономной человеческой деятельности.

 

Мы в РКГ «Стратегии устойчивого развития» тоже пришли к этому. Эффективная стратегия есть вовсе не прогноз, не поиск и экстраполяция закономерностей, но решение о том, что мы «начнем делать иначе». Эффективная стратегия делается вовсе не из реальности, не из «вещности», в этом Щедровицкий абсолютно прав. Эффективная стратегия, с нашей точки зрения, делается из возможности — точнее из возможностей в их плюрализме, множественном числе.


Щедровицкий говорит о критической роли личности и о том, что научный взгляд расхолаживает личность. Научный взгляд, ввиду повсеместного поиска закономерностей, в упор не видит свободу личности и потому снимает с личности ответственность. Но действие незакономерно и незаконосообразно, действие есть противоположность естественному развитию событий. Действие есть прерогатива личности и самая первая — неестественная, противоестественная, сверхъестественная — форма мироздания. Cубъективный подход и индивидуальное волевое решение лежат в основе любого дела, подчеркивает мыслитель. Стратегия делается не из объективности, но из субъективностей, прокомментируем мы. Не объективная реальность, но субъективные возможности личностей есть пища и топливо стратегии.


Щедровицкий фактически называет свою философию религиозной, но мне нравится чуть более прозаическое слово — гуманитарная. Вопрос не в том, верим мы или нет в существование Бога, вопрос более приземленный — верим мы или нет в существование человеческой свободы. Крупный отечественный специалист по развитию организаций Аркадий Пригожин где-то обронил, что каждому консультанту нужна «собственная теория организации». Но я бы сказал забористей и отъявленней: каждому консультанту — точнее, каждому профессионалу в любой сфере деятельности — нужна собственная онтология, собственная метафизика, собственное представление о фундаментальной «ткани» действительности. Ваша онтология, ваше представление о том, из чего на фундаментальном уровне состоит мир, ваш взгляд на то, откуда у мира «растут ноги» — напрямую влияет на то, какие решения и какие стратегии вы будете формулировать и воплощать в жизнь, на то, из чего будут «сделаны», «сотканы» эти стратегии: из реальности, из законов, моделей, процессов и систем — или из возможностей, из поступков, инноваций, изобретений, преображений. Это совершенно разные судьбы, совершенно разные экономики народного хозяйства, если хотите.

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
185
Войти
в библиотеку компании