Горький запах успеха, или Что делать с «усталостью победителя»

Так ли уж сладок «запах успеха»? Одна компания достигла оглушительной победы, реализовав свои амбиции, но при этом критически загнав свою команду и оставив саму себя без моральных сил для новых достижений. Победа оказалась «пирровой»: она досталась компании чересчур дорогой ценой. Что делать «уставшему победителю»? Необходимо менять принцип постановки целей.

 

Что происходит с человеком и с компанией, когда они добиваются своего и воплощают свою мечту? Они устают. Одна компания практически достигла своих целей в области развития. Примерно год назад они осуществили стратегическое планирование, сформулировали амбициозные цели. Команда работала с надрывом весь год, и сегодня компания с большим опережением практически на 80% выполнила их (хотя год завершился только на 25%!).

 

Но тяжесть ноши нисколько не облегчилась! Груз не спал с плеч. Оказывается, исполнение мечты — это грустный момент судьбы. Люди начинают ощупывать себя со всех сторон и пытаться понять, почему же они так страстно хотели достичь этой цели.

 

Есть усталость металла, а есть «усталость победителя».

 

Что в связи с этим хочется сказать?

 

Есть одна фундаментальная ошибка, которая красной нитью сквозным образом проходит по всем ведущим школам стратегического планирования — и отравляет жизнь управленцам и компаниям. Эта ошибка заключается в том, что компания в качестве самых приоритетных целей считает свои самые трудные, самые амбициозные цели. 

 

С нашей точки зрения, этот подход в корне, метафизически неверен.

 

Именно поэтому достижения так тяжело даются победителю! Компании берутся за «толстый конец бревна», делают вначале самое тяжелое — и безвозвратно теряют на этом моральные и материальные силы и ресурсы, надламывают «хребет» своему «верблюду».

 

Если же подойти к постановке целей иначе, ранжировать свои цели и задачи иначе — от легких к трудным — и считать своими самими приоритетными целями именно более легкие, более быстро достижимые цели — ситуация в корне изменится. Достижение легких целей, вместо изматывания команды, сообщит компании и команде новую энергию — и с этой новой энергией компании легче дадутся и более трудные цели!

 

Одна компания думала, что ее стратегия состоит в приобретении других компаний. Но после стратегической сессии управленческая команда осознала, что гораздо больше прибыли они смогут заработать не через приобретение других бизнесов, но через хитрые стратегии ценообразования, которым учит ведущий российский стратег профессор Сазанович — такие как «растягивание цен» и «рокировка цен». Другая компания связывала свою судьбу с международным развитием, но после здравого и всестороннего командного размышления пришла к тому, что главное для компании вовсе не географическая экспансия, но технологизация, «конвейеризация» продаж. Еще одна компания отложила строительство нового завода в пользу реорганизации клиентского сервиса.

 

Список компаний, которые переопределили свои приоритеты от более сложных целей и стратегий к более легким и быстрым, можно продолжать очень долго. Подчеркну, что «переход на легкое» есть вовсе не снижение амбиций компании, но наоборот их расширение, т. к. благодаря этому переходу в компании растут энергия и силы для новых достижений. Парадоксально, но переход к достижению более легких и быстрых целей — стратегически расширяет возможности организации и делает ее более устойчивой именно в долгосрочной перспективе.

 

Мы в РКГ «Стратегии устойчивого развития» называем подобные легкие и окрыляющие команду цели и стратегии «журавлями в руках». Именно «журавли в руках» несут в себе самое-самое главное и самое-самое нужное для кратного развития бизнеса — быстрые победы, дающие силы для достижения следующих вершин. Именно в этом случае вы и ваша команда не будете измождены словно Сизиф. Именно в этом случае вам будут подвластны настоящие пики в бизнесе.

 

Алексей Пан

 

Хотите узнать больше об инструментах стратегического развития, и о главном среди них — стратегической сессии? Присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу «Директор по развитию»:

https://t.me/Chief_Strategy_Officer

Войти в библиотеку компании
446
Войти
в библиотеку компании