Готовы ли вы к подъему неосязаемой экономики?

Все вокруг умнеет на глазах, повсюду идет переход от материального производства к нематериальным активам, к главенству интеллектуальной собственности. Процесс создания неосязаемого становится главным в современной экономике во всех отраслях. Готовы ли вы и ваша компания к этой уже давно идущей и уже далеко зашедшей революции?

 

Наш заказчик, с которым мы сейчас начинаем работу, поручил нам в процессе подготовки и проведения стратегической сессии — процессе, на котором мы в РКГ «Стратегии устойчивого развития» специализируемся, и собаку на котором съели —  достичь следующую задачу. Клиент хочет, чтобы в результате работы мы сподвигнули его сотрудников сдвинуть свои рабочие приоритеты с материальных на нематериальные активы. Вместо того, чтобы целый день «работу работать», а создание систем и стандартов оставлять «на закуску», делая их во внеурочное время, в субботу-воскресенье, «варгая их на коленке», наш клиент хочет, чтобы сотрудники поместили нематериальную деятельность в центр того, чем они занимаются на работе.

 

Сотрудники не понимают, говорит заказчик, что беготня целый день и непрерывное решение горящих вопросов, предположим, с дилерами — это непродуктивное занятие. Можно было бы вместо этого один раз создать учебный курс для дилеров — и массово его транслировав, снять и предупредить громадное количество проблем, разом повысив эффективность.

 

Но сознание человека отторгает эту мысль, не готово воспринять идею о том, что нематериальные активы могут быть ценнее реального потока материальных ценностей. «Забудь индукцию, забудь дедукцию, давай продукцию», — так изложили мне на одном предприятии доминирующую систему ценностей. Что это, если не «продуктовая ориентация»? Та самая, которая противоположна «клиентной ориентации»?

 

10 октября 2018 года у нас пройдет тренинг «Фабрика контента, или За что следует уволить отдел маркетинга» (ссылка на регистрацию https://sdstrategy.timepad.ru/event/788173/). На этом мероприятии наш коллега Наиль Валеев расскажет о преображении, которое произошло в маркетинге и продажах — маркетинг и продажи стали «контенто-центричными». В сердце маркетинга сегодня не продукт, и даже не клиент — а такой абсолютно нематериальный актив как контент.

 

В прошлом году вышла книга, моментально ставшая политико-экономическим бестселлером. Это книга Джонатана Хаскела и Стайана Уестлейка «Капитализм без капитала: подъем неосязаемой экономики» (Capitalism without Capital: The Rise of the Intangible Economy by Jonathan Haskel and Stian Westlake), в которой авторы диагностируют то, что становится видно уже невооруженным глазом в современном мире. Интеллектуальный капитал, нематериальные активы стали самым главным источником создания ценности в экономике, и самым главным источником конкурентных преимуществ для компаний. Традиционный бухгалтерский учет этого не видит и не знает, но от этого нисколько не легче! Голову в песок от принципиального изменения соотношения экономических сил между материальными и нематериальными активами не спрячешь. Сравните динамику капитализации «Газпрома» и Apple за последние десять лет — и пролейте слезу по поводу самой бедной самой богатой компании в мире «Газпром» — преисполненной материальными ресурсами, но продающейся на бирже за бесценок (если сравнить с гигантами нематериального производства).

 

Ссылка на книгу Capitalism without Capital на сайте издательства: https://press.princeton.edu/titles/11086.html

Ссылка на книгу сайте Amazon: https://www.amazon.com/Capitalism-without-Capital-Intangible-Economy/dp/0691175039

 

В своей недавней нашумевшей лекции Алексей Боровков из санкт-петербургского политеха в драматической форме поведал слушателям о том, что происходит сегодня в промышленности, о том, что физический процесс производства и сам физический продукт становятся сегодня второстепенными вещами. А на первый план выходит процесс проектирования с интенсивным использованием «цифровых двойников» проектируемых объектов и искусственного интеллекта. Наше впечатление от его выступления: https://стратегическаясессия.рф/цифровая-двойниковизация-промышленности

 

Древний грек по имени Платон настаивал на первичности мира идей по отношению к миру вещей. Две с половиной тысячи лет это было не так. И вдруг в одночасье это становится так.

 

Готовы ли вы и ваша компания к идущей «четвертой промышленной революции»? Какие виды нематериальных активов, интеллектуальной собственности, контента вы создаете в вашей компании? Какие бизнес-процессы и стандарты, системы и программное обеспечение, цифровые платформы и данные, изобретения, стихотворения, предположения вы накапливаете и проектируете? Или вы до сих пор убеждены, что основные активы вашей компании лежат на складе, и прикручены к полу в цехе?

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
364
Войти
в библиотеку компании