«Дайте я сначала наберу команду, а потом уже стратегическая сессия…»

Что делать, если вырабатывать бизнес-решения и формулировать стратегию не с кем? Не лучше ли было бы, прежде чем затевать стратегическую сессию, донабрать команду? Многие предприниматели и руководители идут по этому пути.

 

Именно так сказал нам недавно один старый друг и предприниматель, в очередной раз отложив проведение стратегической сессии на неопределенный срок.

 

В ответ на предложение прекратить разговор о стратегической сессии и отказаться от этой идеи, предприниматель горячо возразил. Стратегическая сессия ему точно нужна, воскликнул он, более того, на нее вся надежда. Но только, «ребята», мне «не с кем ее проводить». «Дайте мне набрать людей», и я сразу же «отдам их вам на растерзание».

 

Этот талантливый и успешный бизнесмен сам связался с нами уже почти год назад, сам завел разговор о проведении стратегической сессии для его компании, приехал к нам на презентацию нашего метода, слушал и «цокал языком» от предвкушения удовольствия. И с тех пор уже почти год откладывает это удовольствие на потом.

 

Еще один наш клиент, диверсифицированный холдинг, полностью согласовал проведение стратегической сессии для своего подразделения, занимающегося пищевым производством — утвердил это решение на уровне акционеров, выделил бюджет. Но решил, прежде чем собственно начинать проект, донабрать персонал в компанию. С тех пор прошло уже полтора года, стратегическая сессия в подразделении так и не проведена и по сей день, и проблемы этого предприятия только стали хуже. Более того, мы даже уже успели провести стратегическую сессию и получить результат в другом бизнес-подразделении этого холдинга, в котором изначально акционеры и не намеревались ее проводить. А на их пищевом производстве «воз и ныне там». Ищут персонал.

 

Такова цена решения под названием «давайте прежде сформируем команду, а уже затем проведем стратегическую сессию и решим, что делать». Цена этого решения — загубленный бизнес.

 

Руководители путают местами причину и следствие. Наличие команды не является предпосылкой для формулирования стратегии. Наоборот, формулирование стратегии есть необходимое условие для формирования команды. Может ли стратегия быть выработана без команды? Да. Может и должна. Может ли команда быть сформирована без стратегии? Нет. Вернее, это будет «дворовая команда».

 

Ведь о чем сейчас думает наш друг-предприниматель? Что он сейчас наберет совершенно новых людей в свою компанию, и они, несолоно хлебавши, сформулируют прорывную стратегию развития для его компании. «Наберу команду, и они разработают мне стратегию…», — думает предприниматель. Да никогда такого не будет!

 

Год назад наш друг-предприниматель со своим наемным директором прослушали нашу презентацию, покумекали между собой и решили, что попробуют справиться с задачей выработки стратегических решений своими силами. Как ни настаивал предприниматель на проведении стратегической сессии внешними силами, наемный директор настояла на том, что справится самостоятельно — и предприниматель не стал ей перечить, дабы не умалять ответственность человека за результат. Кадров для самостоятельной выработки стратегии, таким образом, в тот момент было предостаточно! На текущий день очевидно, что самостоятельно не справились, компания продолжает испытывать трудности, наемный директор понижена в должности, наш друг-предприниматель вступил обратно в оперативное руководство бизнесом, «принял удар на себя». Но сегодня получается, что кадров у компании не то, что не достаточно для выработки стратегии собственными силами, но их недостает уже даже и на то, чтобы провести стратегическую сессию с помощью внешних экспертов!

 

Предприниматели и руководители никак не могут поверить, что стратегия является не следствием успеха, но его источником. Человеческое существо протестует против идеи о том, что причина разрешения проблем и завоевания возможностей может быть нематериальна и неосязаема. Неверующее человеческое существо требует материальной основы. Человеческая интуиция шепчет: вот наберем материальных факторов успеха (денег, кадров — впишите нужное), а уже потом «досолим» нематериальным — стратегией — и добьемся успеха.

 

«Как только мне станет лучше, я сразу же пойду к врачу», — говорит себе человек. Putting the cart before the horse, называет это явление англоязычное человечество — «ставить телегу впереди лошади».

 

Уважаемые предприниматели! Если вы думаете, что вам не хватает персонала, то вы жестоко заблуждаетесь! Вам не хватает стратегии! И как результат того, что вам не хватает стратегии, вам не хватает в том числе и персонала.

 

Перестаньте пенять на людей. Сколько уже можно. Обратите внимание на источник всех проблем и всех возможностей — самого себя. Давайте разберемся с головой рыбы, прежде чем браться за ее хвост.

 

Нужно подготовить и провести стратегическую сессию сейчас — и принять главные, животрепещущие и животворящие решения сейчас, сегодня, с текущими силами компании. Нечего мечтать о будущих ресурсах и о том, как вы ими верно распорядитесь. Будущие ресурсы воздадутся тому, кто сегодня выработает стратегию и сегодня примет правильное решение. Будущие ресурсы не достанутся тому, кто откладывает выработку стратегии на потом.

 

А вовлечение и включение новоприобретенной команды в процесс развития компании есть абсолютно хорошее и нужное дело. Но это совершенно отдельная задача. Для ее решения лучше проведите еще одну, вторую стратегическую сессию спустя некоторое время после первой, принципиальной и решающей.

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
419
Войти
в библиотеку компании