День плохих идей

Как простимулировать творческое, новаторское мышление в компании.

 

Исследователи творческого мышления, или creativity, говорят, что самое главное препятствие для инноваций, самая главная сила, противодействующая креативности — это боязнь осуждения. Именно из людского одобрения и неодобрения сконструированы оковы нашей мысли и нашего действия. Чтобы быть новатором, чтобы ходить нехожеными тропами — нужно не бояться прослыть плохим человеком, нужно не бояться наступать на мозоли и не бояться окриков и тумаков со стороны людей. Далеко не каждый на это способен.

 

На одной из не столь давно прошедших стратегических сессий докладчики вовсю извинялись перед коллегами за то, что вторгаются своими предложениями в чужие сферы, за то, что предлагаемые ими управленческие новации нарушают гласные и негласные границы, установленные между звеньями организационной структуры. Мы раскрутили людей на подлинно инновационные стратегии, но они при этом все равно сильно переживали, что кому-то их задумки придутся против шерсти.

 

Для того, чтобы люди предлагали и осваивали по-настоящему новое, а не просто разнообразные версии старого, следует целенаправленно разрешить людям отклоняться от существующего порядка вещей, следует активно санкционировать и поддержать мысль, которая не вписывается в текущие практики и установки.

 

В частности, один из обсуждавшихся на данной стратегической сессии докладов затрагивал создание такого внутреннего управленческого механизма в компании как «биржа идей». И один из ключевых факторов успеха данной «биржи идей», сказал докладчик — и его единогласно поддержал коллектив — состоит в том, чтобы суметь не «зарубать» идеи, которые кажутся плохими.

 

Внутри мозгового штурма, как известно, действует такое правило как «отложенная оценка», delayed judgement. В процессе генерации вариантов нельзя выносить оценку, восклицать по поводу того, хорошая ли была сейчас произнесена альтернатива или плохая — можно только произносить следующее предложение. Оцениваются, фильтруются, отделяются зерна от плевел позже, в рамках отдельного этапа обсуждения. Данная договоренность снимает страх перед осуждением, «раскрывает чакры» творческого мышления.

 

Подобная же динамика, по всей видимости, действует не просто в рамках одного совещания, но и в рамках инновационного процесса в компании в целом. Не надо «убивать идеи», нужно позволить идеям «умереть самим», нужно предоставить абсолютно всем вариантам развития событий место под солнцем, и устроить между ними конкуренцию.

 

Как это сделать? В какой-то передовой компании — в «3M»-ли или в «Гугл», не помню — просто сделали «день плохих идей», и дело с концом. Один день в неделю человек тратит на проекты, не санкционированные высшим руководством. Получается так, что даже если твою идею осудили и приговорили — то на самом деле ее не осудили и не приговорили. Поработай над ней и докажи, что она хороша.

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
209
Войти
в библиотеку компании