Дилемма первопроходца

На этапе зарождения бизнеса предприниматель принимает решение о том, предприниматель ли он или нет.

 

Наш друг и товарищ высокопоставленный управленец давно вынашивает идею удивительного прорывного технологического стартапа. Всем, с кем он заговаривает об этом стартапе, безумно нравится его крайне своевременная и прозорливая идея, и практически все его поддерживают — начиная от крупных корпораций, заканчивая государственными органами. Фактически его еще только зарегистрированное предприятие уже имеет практически гарантированных заказчиков. Многие профессионалы готовы безвозмездно инвестировать в его начинание.

 

Но есть одна ключевая категория профессионалов, которая не готова сотрудничать безвозмездно, и которым нужно платить «живыми» деньгами — это программисты. И сделать это можно только из собственного кармана, потому что, если программистам заплатят партнеры — крупные корпорации или частные инвесторы — то им, партнерам, и достанется разработанный продукт. А наш товарищ, продвинутый, интеллектуально-утонченный управленец, стратег, создатель самой идеи — получит крохи.

 

Зарплата программистов за те 3–6 месяцев, которые потребуются для создания работоспособной, «минимально достаточной» версии программного продукта, составит несколько миллионов.

 

И наш коллега мучается ужасной дилеммой: дать ход проекту под эгидой партнеров, самому согласившись на роль миноритарного учредителя — либо продавать свою дорогую машину или квартиру, самому платить за создание продукта и самому им владеть.

 

А время тикает, и необходимо принять решение.

 

Рыцарь подъехал на коне к развилке дороги, и там стоит камень. На камне написано: «Прямо пойдешь — по башке получишь. Налево пойдешь — по башке получишь. Направо пойдешь — по башке получишь». Рыцарь разворачивается, чтобы уехать назад с этой развилки — а там стоит другой камень, и на нем написано: «Назад пойдешь — по башке получишь». Рыцарь остановился и призадумался о том, что же ему делать. И тут сверху голос: «Долго думать будешь — прямо здесь по башке получишь».

 

Есть разные «теории жизненного цикла организации», постулирующие различные этапы развития бизнеса. Есть модель Грейнера, есть модель Адизеса, есть Бостонская матрица. Все они предполагают, что бизнес проходит через определенные стадии развития. Я не люблю теории жизненного цикла организации: мне кажется, зачастую, они воплощают какую-то надуманную объективность, которой, на самом деле, нет и в помине. Вместе с тем, одну теорию жизненного цикла я хочу вам предложить рассмотреть. Она называется «одиночество–лидерство–менеджмент».

 

Иллюстрация. Теория жизненного цикла организации «Одиночество–лидерство–менеджмент»

Иллюстрация. Теория жизненного цикла организации «Одиночество–лидерство–менеджмент»

 

Первый этап развития любого предпринимательского проекта — это «одиночество». Это та чаща, которую необходимо испить самому, и никто не может ее с тобой разделить. Потом наступает «лидерство» — резкий рост, энтузиазм, команда, помощь со стороны других. И только затем идет идет «менеджмент» — плавный рост вместо резкого, смена неформальных взаимоотношений формальными механизмами, отход учредителей в сторону, появление наемных руководителей.

 

Одиночество означает, что невозможно зачинать новое в команде. Зачатие нового — есть глубоко частное и личное дело. Команда не может пойти за человеком, который, принимая решение, изо всех сил заглядывает в глаза самой команде. Команде пойдет только за тем, кто идет вперед независимо от того, поддерживает ли его команда или нет.

 

Первопроходцу никто не поможет. Если ты сам не готов вкладываться в свою идею, никто не будет в нее вкладываться за тебя. Это исключительно твое собственное решение. Либо, если это решение ты делегировал другому, то первопроходец он, а не ты. А ты последователь.

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
248
Войти
в библиотеку компании