Должен ли собственник выступать на стратегической сессии?

Мы провели большое количество стратегических сессий в совершенно различных компаниях за годы нашей работы. И везде и всегда собственник компании, проводящей стратегическую сессию — не важно, один это человек, или несколько — выступал перед остальными участниками с содержательным докладом о перспективах развития компании. Но недавно один клиент спросил: а не подавляет ли выступление собственника свободный полет мысли других участников? Не ограничивает ли собственник компанию изложением своего мнения? Действительно ли должен собственник выступать на стратегической сессии?

 

Казалось бы, что за нелепый вопрос? Конечно, должен. Придти на стратегическую сессию и не выступить — да еще и собственнику компании — что за нонсенс! Разве это не его компания? Разве его слово не является главным и определяющим?

 

Но недавно один наш клиент озадачил нас следующим тезисом. Давайте, сказал клиент-«директор по развитию», исключим собственника компании из числа выступающих и докладывающих на стратегической сессии. Ведь собственник, сказал наш клиент, задавит и подавит всех остальных участников, «предречет» всем остальным участникам правильную точку зрения на вещи и заглушит независимые голоса на встрече. (Речь идет не просто о вступительном слове собственника, которое всегда приветствуется, но о содержательном докладе по поводу альтернатив развития компании.) Ведь стратегическая сессия, сказал клиент, превратится из демократического обмена мнениями в авторитарный/авторитетный диктат единственно правильной точки зрения.

 

И мы призадумались. Вроде бы, есть логика и в таком решении. Вроде бы, смысл стратегической сессии — это дать платформу сотрудникам для выражения их обычно сильно приглушенных, подавленных (и самоподавленных) мнений. Вроде бы, стратегическая сессия должна оставаться демократической процедурой, чтобы принести пользу компании.

 

Однако, есть проблема с подобным взглядом на ситуацию.

 

Дело в том, что невыступление собственника на стратегической сессии может быть расценено людьми и иначе — как индикатор искусственного, симулятивного, «игрушечного» характера этого разговора. Люди могут прийти к выводу, что собственник не удостоил сотрудников такой чести как сообщить им свое мнение по поводу стратегии.

 

Отказ собственника выступить на равных с сотрудниками компании на стратегической сессии невольно девальвирует это мероприятие. Все в связи с этим понимают, что собственник все равно скажет свое слово о развитии компании, но только за закрытыми дверями. А значит, за этими же закрытыми дверями и находится реальное пространство принятия стратегических решений, соприкоснуться с которым сотрудникам — в очередной раз — не дали.

 

И получается эффект, прямо противоположный запланированному. Вроде бы мы хотели замотивировать людей, не подавив дискуссию авторитетным мнением, но на самом деле демотивировали их тем, что вывели это авторитетное мнение совершенно за рамки дискуссии — не позволив мнению сотрудников даже прозвучать рядом с этим авторитетным мнением.

 

Классика жанра в подготовке и проведении стратегических сессий такова: собственник обязательно должен выступить, озвученные им идеи должны прозвучать наряду и быть оценены наряду с идеями сотрудников, и, в идеале, идеи собственника должны проиграть идеям сотрудников! Именно так. Стратегическая сессия — это место победы идей сотрудников, место признания того, что именно идеи сотрудников несут в себе наибольший потенциал для развития бизнеса компании. Именно это — безумно — мотивирует человека.

 

Когда мы говорим, что «должны выиграть идеи сотрудников», мы вовсе не говорим о том, что эту победу нужно искусственно режиссировать и готовить. Ни в коем случае. «Должны выиграть» — это в смысле «обычно выигрывают». Собственник не должен намеренно ослаблять свое выступление, он должен искренне максимально хорошо подготовиться и максимально хорошо выступить по той теме, которую он выбрал как наиболее перспективную. Стратегическая сессия — это не игра с детьми, в которой можно поддаваться, и мотивация от этого будет расти. Стратегическая сессия — это игра со взрослыми. Если будешь поддаваться, мотивация упадет, а не вырастет.

 

Собственник должен «играть» на стратегической сессии в полную силу — именно такой подход является залогом того, что и сотрудники сделают то же самое.

 

Алексей Пан

 

Хотите узнать больше об инструментах стратегического развития, и о главном среди них — стратегической сессии? Присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу «Директор по развитию»:

https://t.me/Chief_Strategy_Officer

Войти в библиотеку компании
352
Войти
в библиотеку компании