Зачем компании становиться Digital?

О цифровизации мы сегодня слышим со всех сторон. Даже странно, что при таком внимании к этому вопросу ещё осталось что-то не оцифрованное. Вместе с тем, конечно, гул голосов по поводу цифровизации не приводит автоматически к тому, что компании начинают этим заниматься. Компании прислушиваются и присматриваются как ко всему новому. И совершенно очевидно, что нет смысла за всякое новое хвататься — так никаких ресурсов не хватит.

 

Значит, для того, чтобы начать заниматься цифровизацией, становиться Digital компанией, нужны веские причины. Попробуем их перечислить, не претендуя на исключительность и полноту.

 

Первая группа причин — назовём её «первичная цифровизация» или цифровизация начального уровня. Это всем известная автоматизация — прежде всего, учётных процедур и рутинных процессов в обеспечивающих подразделениях компании — бухгалтерии, финансовой службе, логистике, закупе, кадровых подразделениях.

 

Для чего компании это делают? Как минимум потому, что этого требует государство — предоставлять всё более детализированную отчетность, по которой, при необходимости, нужно будет дать детальные пояснения. Кроме того, менеджмент компании всё более интегрирует бухгалтерию в оперативный управленческий контур, поэтому нужна скорость и точность предоставляемых данных.

 

Автоматизация учётных процедур идёт уже долгие годы и десятилетия. В целом здесь всё и всем понятно — никого не нужно убеждать, что это нужно. Однако многим предприятиям простой автоматизации учёта мало, и они переходят на ERP-системы, которые позволяют обеспечить прослеживаемого всех видов ресурсов задолго от их входа на предприятие до уже готовой продукции.

 

Некоторые компании идут ещё дальше и интегрируют свои ERP-системы с аналогичными системами поставщиков и клиентов, обеспечивая возможность влиять на показатели не только в пределах своей организации, но и далеко за её пределами.

 

Всё это позволяет компаниям повышать такой важнейший показатель как рентабельность активов: работать на всё меньших запасах, увеличивать загрузку оборудования — просчитывать возможные простои и догружать их, эффективно управлять закупками и отгрузками. Ресурсов столько же, активы те же, а эффективный выход — всё больше и больше.

 

Причины, по которым компании начинают заниматься автоматизацией, или повышают степень зрелости автоматизации — часто не вполне очевидны. Мы наблюдаем ситуации, что если у компании нет вынужденности инвестировать в автоматизацию, она и не будет это делать. На опережение работают единицы. Остальные же начинают действовать, когда ситуация уже валится из рук — когда претензии предъявляют либо клиенты, либо поставщики, либо внутренние подразделения компании ругаются друг с другом из-за непрозрачности того, что в реальности происходит в компании.

 

Вторая группа причин — назовём её «Стандартная цифровизация» — начинается тогда, когда компания первично уже представляет, как она сама работает, это представление отражено в базовой учётной системе. В частности, фиксируется всё, что поступает в систему, кому и куда передаётся, и что возникает на выходе. Компания научилась замерять показатели на входе и показатели на выходе, но пока активно на эту ситуацию не влияет.

 

Настоящее влияние и настоящие эффекты от цифровизации возникают тогда, когда компания приступит к цифровизации своих бизнес-процессов. Поскольку мы уже научились измерять вход и выход, теперь нам нужно разбираться что же происходит внутри самого бизнес-процесса. И здесь у компании появляется масса доступных на сегодня инструментов и готовых решений, как сделать свои бизнес-процессы менее затратным, более быстрыми, менее сложными. На этом этапе компания как система получает возможность быстро работать с обратной связью — от рынка, от клиентов, от поставщиков, от подразделений самой компании.

 

Третья группа причин — «Продвинутая цифровизация». В рамках этой группы причин компания становится готова пересмотреть свою бизнес-модель и отнестись к ней максимально критично: обеспечивает ли наша текущая бизнес-модель необходимый нам задел по конкурентоспособности? Не кажемся ли мы нашим клиентам устаревшими? Не просматривается ли на нашем рынке конкурент с подрывной бизнес-моделью, который вот-вот придёт и заберёт наш рынок, оставив нам одни крохи?

 

Настоящая или продвинутая цифровизация — это заглядывание на новые рынки, на которые мы даже и не смотрели раньше; продвинутая цифровизация — это удовлетворение новых потребностей наших клиентов совершенно новыми способами, о которых мы раньше и не думали; продвинутая цифровизация — это настоящий кратный рост выручки и прибыли, потому что мы должны не просто автоматизировать все то, что мы раньше делали, мы должны теперь начать делать что-то совершенно другое, которое и выглядит, и производится по-другому. Наш продукт должен стать цифровым, виртуальным, — полностью или частично. Наш продукт теперь должен отвечать совершенно новым запросам наших клиентов — в частности, наш продукт должен быть теперь в смартфоне. И не важно, что вы производите — услугу или материальный продукт: вы должны найти возможность забраться в смартфон к вашему клиенту, стать программным обеспечением.

 

Если компания думает о цифровизации, понимая эти этапы, идёт в этот процесс осмысленно, постоянно говорит об этом со своими сотрудниками, есть все шансы, что в ближайшие 10–15 лет эта компания будет яркой звездой на экономическом небосклоне.

 

Что будет дальше — никто не знает.

 

Может быть, сама реальность станет цифровой?...

 

Евгений Печёрин

Войти в библиотеку компании
199
Войти
в библиотеку компании