История о социально ответственном бизнесе

Поучительный случай компании, отошедшей от прибыли как главной цели своей деятельности.

 

Широко известно, как нобелевский лауреат Милтон Фридман выразил «звериный оскал капитализма» своей знаменитой фразой: «Существует одна и только одна социальная ответственность бизнеса — использовать свои ресурсы и осуществлять деятельность, направленную на повышение его прибылей, до тех пор, пока он остается в рамках правил игры, то есть, участвует в открытой и свободной конкуренции без обмана и мошенничества».

 

Данному «сердитому» взгляду противостоит множество точек зрения с социалистическими и социал-демократическими тенденциями. Некоторые, как Генри Форд, говорят о том, что в дополнение к прибыли, бизнес должен стремиться реализовать миссию: «Бизнес должен создавать прибыль, иначе он умрет. Но если вы попытаетесь вести бизнес только ради прибыли, то он тоже умрет, потому что у него не будет никакой причины существовать».

 

Другие же прямо говорят о том, что социальные цели должны быть целенаправленно предписаны, вменены бизнесу со стороны общества. Ранее социальные цели собственник мог удовлетворить самостоятельно, но сегодня externalities, или «внешние эффекты» от ведения бизнеса таковы, что частным образом с ними не справиться — нужно систематически менять поведение фирм. Особую этическую ответственность несут платформенные бизнесы, с их изобилием личных данных о человеке и мощными технологиями искусственного интеллекта в арсенале.

 

Многие подчеркивают, что в современном бизнесе особое значение приобретают талантливые сотрудники. Социальные, нефинансовые мотивы в деятельности приобретают особый смысл в связи с тем объемом нефинансовых инвестиций, которые осуществляют работники в деятельность предприятий, и в связи с той зависимостью от профессионалов, которая характерна для современных компаний.

 

Но я хотел бы в связи со всем этим рассказать вам одну историю. Пенсионный фонд штата Калифорния (CalPERS) какое-то время назад ввел похвальную и столь широко пропагандируемую политику ESG-инвестиций — вложений, направленных не просто на извлечение прибыли, но на достижение экологических, социальных и корпоративных целей. Через некоторое время, потеряв на этой политике миллиарды долларов, Пенсионный фонд штата Калифорния вернулся к прежнему ведению дел, потому что ему стало нечем платить пенсии!

 

Данная история проникновенно рассказана вот здесь (англ.): https://www.economist.com/briefing/2019/08/22/big-business-is-beginning-to-accept-broader-social-responsibilities

 

Как ни крути, зарабатывание прибыли — это самая главная, самая социальная, самая благая для общества цель бизнеса.

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
189
Войти
в библиотеку компании