Какие бывают стратегии? Стратегическая матрица «Журавль в руках»

Передовые представители бизнес-человечества создали множество стратегических подходов — множество возможных классификаций и типов стратегий. Они все ценны и полезны, но одна из этих моделей нам нравится пуще всех прочих.

 

Существуют различные подходы к тому, какие бывают стратегии в бизнесе. Есть совершенно разные основания их классификации, которые рождают на выходе совершенно различные «букеты» возможных стратегий. Получающиеся идеальные типы бизнес-стратегий иногда называют «генерическими стратегиями».

 

Есть, например, известнейшая модель Майкла Портера, согласно которой в бизнесе есть три генерические стратегии: «лидерство по минимизации издержек», «дифференциация» и «фокусирование». Есть не менее широко известная Бостонская модель, согласно которой выделяются направления-«звезды», направления-«дойные коровы», направления-«трудные дети» и направления-«дохлые собаки» — в отношении которых практикуются соответствующие им стратегии. Есть матрица Игоря Ансоффа, в которой выделяются такие стратегии как «проникновение на рынок», «развитие рынка», «развитие продукта» и «диверсификация». Есть классические стратегии корпоративной интеграции: «вертикальной» и «горизонтальной», «обратной» и «вперед идущей». Есть классические типы корпоративной диверсификации, такие как «концентрическая диверсификация», «конгломеративная диверсификация» и «горизонтальная диверсификация».

 

Сам черт ногу сломит в этих альтернативных моделях, подходах и, как теперь говорят, «фреймворках»!

 

Существуют «предпринимательские стратегии» Питера Друкера: «блицкриг», «удар в спину», «экологическая ниша» и «модификация продукта, рынка или отрасли». Существуют пять стратегий Мартина Ривза: «быть большим», «быть быстрым», «быть первопроходцем», «быть дирижером» и «быть на плаву». Существуют 12 стратегий профессора Александра Николаевича Сазановича: «более маржинальные сегменты», «перетягивание клиентов и стимулирование продаж», «математика может приносить деньги», «конкуренты: друзья или враги?», «территориальная экспансия», «диверсификация», «вертикальная интеграция», «голубой океан», «экономика компании», «технологии», «ресурсные возможности» и «организационные возможности».

 

И я здесь назвал лишь малую толику существующих стратегических классификаций, инвентаризаций и типологий. Я не привел Кеничи Омае, Генри Минцберга, матрицу McKinsey, «ценностные дисциплины» Трейси и Вирсемы, «пограничные» стратегии Льюиса и Маккоуна.

 

Голова идет кругом от такого богатства подходов. Насколько же умно человечество, сколько типологий бизнес-стратегий оно напридумывало!

 

Вместе с тем, нам кажется, что все проще, и стратегий в бизнесе всего четыре. Вот они изображены на следующей матрице (см. схему).

 

Иллюстрация. Матрица стратегических возможностей «Журавль в руках»

Иллюстрация. Матрица стратегических возможностей «Журавль в руках»

 

Все стратегии, с нашей точки зрения, разделяются по их эффекту (вертикальная ось матрицы). Эффект может быть низкий или высокий (обратите внимание, что низкий эффект вверху, а высокий внизу!). Так же все возможные стратегии разделяются по сложности — по объемам инвестиций, длине сроков реализации, уровню рисков (горизонтальная ось матрицы). Сложность может быть низкая или высокая. И на пересечении этих двух «водоразделов» возникают четыре пространства возможностей для любой организации.

 

Здесь есть пространство возможных стратегий под названием «Синица в руках». Это те возможности и альтернативы, те ходы и приемы, которые легко сделать — но эффект от них низкий.

 

Есть пространство возможностей «Журавль в небе». Это те вещи, шаги, цели и стратегии, которые несут в себе отличный, классный эффект для организации, но при этом их сложно сделать — они требуют больших инвестиций, результаты появятся нескоро, а риски при этом высоки.

 

Есть «Синица в небе» — это возможности, реализация которых требует серьезных инвестиций, займет длинные сроки, несет в себе большие риски — а эффект при этом будет маленький. Это «долина смерти», сюда лучше не ходить: отсюда не возвращаются.

 

А есть, как это ни странно, и область «Журавль в руках». Это те возможности, решения, хитрости, продукты, бизнес-единицы — которые несут в себе масштабную отдачу для компании, но при этом легки, дешевы и быстры в реализации. Это «победа малой кровью», стратегии-«низко висящие плоды».

 

Именно стратегическую матрицу «Журавль в руках» мы в РКГ «Стратегии устойчивого развития» изо всех сил практикуем в своей консультационной деятельности. Она позволяет всеобъемлющим образом инвентаризировать и приоритизировать возможности, открытые конкретной организации. Автор данного «синично-журавлиного» взгляда на стратегический выбор — Геннадий Иванович Литвинец, наш бывший коллега, талантливый и неординарный профессионал.

 

На каком из этих четырех континентов вы проживаете свою бизнес-жизнь? Какое пространство возможностей преобладает в общем «стратегическом миксе» вашей бизнес-деятельности? Воздуха каких пространств вам не хватает?

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
665
Войти
в библиотеку компании