Как блокчейн может спасти нас всех от лимонов

На многих вроде бы конкурентных рынках действуют механизмы негативного отбора: плохое, пользуясь неразберихой, торжествует над хорошим. «Кислое» преобладает над «сладким». Как спасти эту ситуацию? Помочь может общеотраслевая инициатива по формированию «перечней аналогов» — объективной модели свойств и конкурентных преимуществ продукции участников отрасли, которая будет храниться в непредвзятом, прозрачном и непререкаемом блокчейне.

 

Нобелевский лауреат Роберт Акерлоф в свое время в красках описал механизм «негативного отбора», действующий на многих рынках. Проблема, отметил Акерлоф, состоит в «асимметрии информации» на рынке. Если клиенты знают о покупаемой продукции гораздо меньше поставщиков этой продукции, то рынки деградируют и превращаются в «рынки лимонов»: недобросовестные участники рынка вдруг оказываются более конкурентоспособны чем добросовестные. А добросовестные оказываются в ужасной ситуации: если они будут вести дела порядочно, то их ждут убытки и экономическая смерть. И в результате, на вроде бы предельно конкурентном рынке, плохой товар вытесняет хороший.

 

В качестве примера Акерлоф привел рынок подержанных автомобилей. Если ты открыто расскажешь о всех проблемах и недостатках продаваемого тобой автомобиля, то у тебя его не купят — на фоне альтернативных предложений, где продавец утаил проблемы! Чтобы иметь возможность честно продавать подержанные автомобили, весь рынок должен вести себя честно. Но рынок не может обеспечить эту откровенность и прозрачность, всегда найдется нарушитель, и потому рынок подержанных автомобилей превращается в рынок «котов в мешке», ведь продавать качественный товар на нем невыгодно.

 

Заметка о классическом исследовании Акерлофа из «Википедии»: https://ru.wikipedia.org/wiki/Рынок_«лимонов»:_неопределенность_качества_и_рыночный_механизм

 

Предположим, что одна из отраслей народного хозяйства, один из рынков — ведомый потребностью и запросом своих заказчиков — хочет поменять преобладающую на рынке форму коммуникаций между участниками. Заказчики отрасли устали от непрерывной импровизации предметов, форм, условий закупок и жаждут стандартизации. Осуществляя закупки, заказчики хотят видеть «ландшафт отрасли», всех игроков, их отличия друг от друга, конкурентные преимущества их продукции. Иными словами, заказчики хотят не непрерывно «изобретать велосипеды», а закупать продукцию определенной отрасли или определенного сегмента отрасли на основании наличия «перечней аналогов» продукции. Они хотят видеть не меню одного ресторана и меню другого ресторана и меню третьего ресторана — а общее меню всех ресторанов сразу.

 

Поставщики отрасли готовы пойти навстречу своим заказчикам и готовы сформировать подобное меню. Поставщики отрасли, оказывается, ничуть не меньше своих заказчиков тоже хотят прозрачности и информированности, обоснованности принятия решений о сделках. Производители хотят укорененности осуществляемых заказчиками закупок в действительных конкурентных преимуществах производителей — а не в конъюнктурных соображениях, демпинге и недобросовестности отдельных участников, как это нередко случается.

 

И в этот момент один из аксакалов отрасли высказывает прорывную стратегическую мысль — отрасли необходим блокчейн. Именно система «цепи блоков», именно система «распределенного реестра» и хранения информации — а именно, модели конкурентных преимуществ участников отрасли — «спасет ситуацию» и создаст в отрасли прозрачность и объективность коммуникаций и принятия решений о закупках. А в перспективе и вовсе эти закупки могут осуществляться абсолютно непреложным и безупречным методом — с помощью смарт-контрактов.

 

Подобная форма развития событий позволит, с одной стороны, повысить конкурентность закупок, снижая при этом «асимметрию информации» на рынке, снижая «лимонность» рынка и индекс его «коррупционногенности», подверженности хитростям и манипуляциям. А с другой стороны, данная линия развития событий ограничит рынки добросовестными участниками: заказы будут попадать именно тем поставщикам, которые в наилучшей форме способны их выполнить, а не «джентльменам удачи». Подобные «поставщики лимонов» выигрывают тендеры, «срезая цены» и обещая лучшие условия, а потом подводят всех и не выполняют договоренности — и в результате страдают и заказчики, не получая нужную им продукцию, и заслуженные поставщики и производители отрасли, потому что они остались без заказов. Ровно как с подержанными автомобилями: покупатель купил плохой товар, продавец хорошего товара остался ни с чем, а единственный, кто остался в выигрыше, обведя всех вокруг пальца — это продавец плохого товара.

 

По сути подобным образом собранная и хранимая информация о «перечнях аналогов», о свойствах и конкурентных преимуществах представленной на рынке продукции становится независимой формой верификации и сертификации участников отрасли, снижает риски для всех участников и ведет к надежным взаимовыгодным контрактам.

 

С третьей же стороны, хранение информации о свойствах продукции и конкурентных преимуществах участников отрасли именно в блокчейне выведет эту информацию из-под власти какого-либо из участников «экосистемы» отрасли. «Система одного окна» вредоносна, потому что создает условия для монополизации ресурсов и эксплуатации этого монопольного положения. Блокчейн — это полная противоположности «системе одного окна». Блокчейн — это доступность одной и той же информации «во всех окнах сразу», и неподвластность этой информацию ни одному из «окон» в отдельности.

 

Если тебе достались лимоны, сделай лимонад, гласит известное мотивирующее утверждение. Именно так сейчас функционируют многие рынки. Люди кривятся от кислых лимонов и изо всех сил пытаются сохранить хорошую мину при плохой игре.

 

Что если блокчейн способен превратить рынки кислых лимонов в рынки сладких апельсинов?

 

(Продолжение истории см. в заметке «Сделка по поводу сделок, или Как пошатнуть власть платформ над производителями» по адресу: http://стратегическаясессия.рф/сделка-по-поводу-сделок,-или-как-пошатнуть-власть-платформ-над-производителями)

 

Алексей Пан

 

Хотите узнать больше об инструментах стратегического развития, и о главном среди них — стратегической сессии?

Подпишитесь на нашу рассылку

Присоединяйтесь к сообществу «Директор по развитию» в фейсбуке: директорпоразвитию.рф

Присоединяйтесь к Telegram-каналу «Директор по развитию»: https://t.me/Chief_Strategy_Officer

Войти в библиотеку компании
372
Войти
в библиотеку компании