Как изменить поведение строптивого коллеги

Что делать, когда у тебя отнимают сыр.

 

Как-то раз к нам в гости пожаловал наш давнишний клиент, захотел посоветоваться — как реагировать на действия одного коллеги, который «вышел на тропу войны» и перешел к определенным требовательным, агрессивным управленческим действиям. Мы послушали, поцокали языками, взяли время на подумать, а позже наш коллега Евгений Печёрин написал нашему клиенту: откажись от борьбы.

 

«Не идти против знамен противника, когда они в полном порядке; не нападать на стан противника, когда он неприступен; это и есть управление изменениями», — учит нас древний мыслитель Сунь-цзы. В своем «Трактате о стратегии» он подчеркивает, что «сто раз сразиться и сто раз победить — это не лучшее из лучшего; лучшее из лучшего — покорить чужую армию не сражаясь».

 

Даже и Москву, и ту отдай французам, раз уж они так сильно ее хотят, — подсказывает нам полководец Кутузов.

 

Не в этом ли состоит «месседж» «Стратегии голубого океана» — в отказе от кроваво-алой потасовки с врагом?

 

С определенной натяжкой это есть и стратегия Иисуса Христа — созидай, а не борись. Кесарю кесарево, а Богу богово. (Любопытно, что странствующий проповедник из Назарета не всегда был безропотной овечкой. Нассим Талеб недавно указал мне на евангельский эпизод изгнания торговцев из храма и тут же воплотил урок на практике, заблокировав меня в твиттере за дерзость.)

 

Вместо того, чтобы грызться за кусок пирога, сам инициативно пеки пирог, ни у кого не спрашивая разрешения. Проблема воинственной борьбы, алоокеанных, ветхозаветных действий, на мой взгляд, в том, что, пока мы ими занимаемся, не печется новый пирог. А старый пирог обязательно проиграет новому! Пока ты будешь грызьтся за этот, кто-то испечет еще более вкусный пирог — и окажется, что вся грызня была по поводу разбитого корыта. Люди, всерьез занимающиеся схватками и противостояниями с противниками, не понимают всей важности такой вещи как инновация. Борьба осуществляется всегда в плоскости существующих ценностей, а побеждают всегда новые.

 

Кто забрал мой сыр? Ты же сам и забрал его у себя, когда слишком сильно на него рассчитывал и слишком рьяно его отстаивал. Придумывай новые виды сыра!

 

Наш давнишний клиент — который так желает восторжествовать, приструнить агрессивного коллегу, поменять его поведение — при этом игнорирует целую плеяду возможностей развития и повышения конкурентоспособности своей компании, которые находятся всецело в его суверенной власти над ситуацией. И что самое интересное, если бы он воспользовался этими возможностями, то, во-первых, строптивое поведение коллеги не сыграло бы никакой роли, а, во-вторых, оно бы вряд ли вообще имело место.

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
229
Войти
в библиотеку компании