Как найти деньги в проект

Некоторые соображения о таком опасном предпринимательском заболевании как поиск инвестиций.

 

Многие изо всех сил привлекают инвестиции, рыщут, вращаются в кругах, выведывают, ухаживают, изыскивают. «Как найти деньги в проект?», — задал нам вопрос знакомый бизнесмен. Какие посоветуете подходы и стратегии? Вы же, дескать, стратеги.

 

«А зачем искать деньги в проект?», — спросил встречным вопросом наш партнер Евгений Печёрин.

 

И бизнесмен ушел от этого вопроса в глубокое молчание. Задумался, погрузился в себя, и не смог ответить.

 

Зачем тебе привлекать деньги в твой проект? Почему ты просто сам не делаешь свой проект своими руками? Сиди себе в гараже с паяльником и делай спокойно свой продукт. Или, если продукт у тебя сделан, ходи от двери к двери и продавай его. На что, собственно, тебе нужны «деньги в проект»?

 

Не понятно.

 

Искать деньги в проект — это значит пытаться сделать так, чтобы твой проект сделал за тебя кто-то другой. Ведь что такое деньги? Деньги — это аргумент, убеждающий другого человека что-то для тебя сделать. Зачем ты из всех сил ищешь путей убедить другого человека что-то для тебя сделать?

 

Почему ты просто не делаешь свой проект сам?

 

У нас есть один знакомый предприниматель. Он заказал стратегическую сессию у нас год назад, заплатил деньги — и целый год ездит по индонезиям, норвегиям и разнообразным чемпионатам мира, всласть путешествует и почти не появляется в компании. Ему кажется, что, раз он заплатил деньги, то все, его проблема должна решиться без его участия.

 

Деньги — это способ не заниматься неинтересными задачами. Зачем нам нужны деньги? Чтобы «откупиться» от огромного количества задач и приоритетов, которые нам не интересно делать самим.

 

Но если речь о твоем предпринимательском проекте, если твоя собственная задумка — твое собственное детище тебе не интересно, то почему ты думаешь, что оно будет интересно кому-то другому? Сам не любишь своего ребенка, но хочешь заплатить денег другому, чтобы он любил твоего ребенка вместо тебя?

 

Нам кажется, что можно решить предпринимательскую проблему деньгами. Нам кажется, что нам ничего не нужно в бизнесе, кроме денег. Но это лишь свидетельствует о нашей тоске и апатии, о нашей нелюбви к тому, что мы делаем, о нашем неверии в собственный проект.

 

В бизнесе нужны вовсе не деньги, но преображение собственного подхода к ситуации. Ответом на предпринимательскую проблему является инновация, а не инъекция готовых ресурсов.

 

В бизнесе нужна стратегия, а не инвестиции — а это две диаметрально противолежащие действительности.

 

Послесловие. За описанным извращением капитализма на нашей почве, конечно же, стоит культура этатизма — культура перераспределения ресурсов сверху, а не удовлетворения рыночных потребностей и извлечения прибыли. «Клиент» для многих — это не рынки потребителей, а кабинеты и закутки, обладающие привилегированным доступом к ресурсам. Многие из нас привыкли не зарабатывать деньги, а «получать» их. И этим «получением» исчерпывается горизонт, и свет на нем клином сошелся.

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
226
Войти
в библиотеку компании