Как преодолеть хаос в группе компаний

Рецепты преодоления первозданного хаоса в компании, которая делает слишком много всего одновременно.

 

Врач, инженер и специалист по организационным преобразованиям поспорили о том, чья профессия древнее. Врач говорит: «В Библии говорится о том, как Господь создал Еву из ребра Адама. Это явно требовало хирургического вмешательства, поэтому моя профессия самая древняя». Инженер парирует: «Но ведь еще раньше в Книге бытия утверждается, что Господь создал небо и землю из хаоса. Это явно был подвиг высокого инженерного искусства. Поэтому, врач, ты не прав: именно моя профессия самая древняя». Специалист по организационным преобразованиям усмехается и говорит: «Ну а кто же, вы думаете, создал хаос?».

 

Готовим в настоящее время стратегическую сессию для одной диверсифицированной группы компаний. У них основная проблема — это организационный хаос. Слишком много компаний, слишком много приоритетов, слишком много начальников, слишком много проблем и накладок. А также изрядная доля «силоса», эгоизма подразделений и менеджеров, действий на благо своему подразделению, но в ущерб группе компаний в целом. Вещи «валятся из рук». Не группа компаний, а Вавилонская башня.

 

Мы провели углубленное интервьюирование с ключевыми сотрудниками компании, как положено по нашей технологии стратегического планирования. Инвентаризировали возможности — выявили все те предположения и догадки, все те бизнес-идеи, что витают в команде по поводу того, что компании можно было бы прибыльно сделать в ее текущей ситуации.

 

На текущий момент в компании муссируются следующие предположения о том, как навести порядок:

 

  1. Всем компаниям разъехаться по разным офисам и площадкам и не мешаться друг у друга под ногами.
  1. Всем компаниям объединиться в одну компанию.
  1. Всему офисному персоналу переехать на производственную площадку и сидеть безотрывно на производстве.
  1. Нарисовать четкую и ясную организационную структуру с недвусмысленно распределенными зонами ответственности.
  1. Написать подробные бизнес-процессы и отладить регламент взаимодействия.
  1. Добавить ресурсов в корпоративные подразделения — те звенья управления, которые обслуживают все остальные компании.
  1. Уволить вредителей.
  1. Внедрить неукоснительно соблюдаемый принцип единоначалия.
  1. Внедрить матричную структуру с двойным подчинением.
  1. Поменять систему найма и систему критериев отбора персонала.
  1. Поменять систему KPI и систему материального вознаграждения сотрудников.
  1. Провести апгрейд ИТ-системы: заменить «лоскутную», «кусочечную» информационную систему на единую сквозную.

 

Как мы видим, реально в компании существуют совершенно различные идеи о том, как совладать с хаосом, в чем его первопричины и усугубляющие факторы, с которыми нужно работать в первую очередь.

 

И больше всего мне нравится учредительское мнение на фоне всего этого:

 

  1. Построить новый завод в Европе, где все сделать правильно — и все будет хорошо.

 

Именно такой состав бизнес-идей (и не только) будем готовить и «сталкивать лбами» на стратегической сессии — и отделять по ее итогам зерна от плевел, выходя на наиболее эффективную стратегию.

 

Недостаточно просто преодолевать хаос. Вначале необходимо преодолеть хаос наших идей о том, как следует преодолевать хаос. И только после этого первозданный хаос нам поддастся. А иначе своими неосторожными поспешными действиями мы этот хаос лишь доведем до библейских масштабов — подтвердив тем самым правду анекдота о древнейших профессиях.

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
276
Войти
в библиотеку компании