Как сделать настоящий бизнес-план, который выдержит проверку боем

Вместо обычного аналитического бизнес-планирования — попробуйте выработку стратегии в формате «разговора о возможностях».

 

Недавно к нам обратились потенциальные клиенты. Команда учредителей реализуют большой бизнес-проект в сфере, связанной с сельским хозяйством и пищевым производством. Закупили тысячи гектар земли, финансирование проекта предполагается в размере нескольких миллиардов. Компании нужен бизнес-план, не поможете ли вы — обратились к нам предприниматели — ведь вы крупные специалисты в этом деле!

 

Самый первый вопрос, который мы задали, был таков: уважаемые предприниматели, вам нужен привлекательный бизнес-план для переговоров с финансовыми институциями с целью привлечения инвестиций? Или же вам нужен реальный бизнес-план «для себя» — который, в первую очередь, вам самим сослужит руководством к действию, основой для принятия решений — и в первую очередь решения о том, ввязываться ли в этот проект самим, и как именно ввязываться?

 

Конечно, нам нужен реальный бизнес-план, «для себя», ответил заказчик! Я бы и сам мог сделать эту работу, подчеркнул заказчик, ибо сам в прошлом опытный финансист, но ведь это нужно будет лично погрузиться и пару месяцев головы не поднимать, и только этим и заниматься, а у меня есть другие дела. Поэтому обращаюсь к вам как к специалистам.

 

Для того, чтобы составить настоящий бизнес-план, мы рекомендуем это осуществить не просто стандартным исследовательско-проектировочным методом, но посредством подготовки и проведения внутри предпринимательской команды «разговора о возможностях», стратегической сессии. Дело в том, что любой бизнес-план выстроен на определенных предпосылках, предположениях. Вы сами прекрасно знаете, как эти предпосылки легко подгоняются под требуемый результат, когда цель состоит в том, чтобы представить привлекательную картину бизнес-проекта для внешних стейкхолдеров. Мы же вам предлагаем каждую предпосылку, каждое предположение — выявить, прощупать, перекрестным образом обсудить в команде и выбрать наиболее правдоподобное значение.

 

Помимо этого, в обычном бизнес-плане, как правило, описывается лишь один вариант развития событий или узкий состав этих вариантов. Но реально вариантов, сценариев разворачивания проекта больше, и вы, предприниматель — точнее, команда предпринимателей, инвесторов — принимаете, будете принимать решение исходя из всего этого поля альтернатив. Вы сами говорите нам о том, например, что масштаб вертикальной интеграции, предполагаемый проектом, не предрешен, что нужно еще придумывать, в каком качестве и количестве он нужен. Как минимум, разрабатываемый бизнес-проект представляет собой перерабатывающее пищевое производство, а как максимум — замкнутую производственную цепь, начинающуюся с земли, с аграрного производства.

 

И это далеко не единственная «развилка», далеко не единственный разброс возможностей, по поводу которого нужно договариваться и принимать решение. Реально за задачей разработки бизнес-плана стоит задача формулирования стратегии — принятия многоаспектного решения о том, «где мы будем играть», и «как мы будем выигрывать».

 

Поэтому, раз бизнес-план вы делаете не на показ, а «для себя», то мы рекомендуем его сформировать не просто из аналитическим образом подобранных предпосылок, но на основе всестороннего рассмотрения и обсуждения всех возможностей и альтернатив, связанных с данным проектом во всех его аспектах — с тем, чтобы окончательно избираемый набор предпосылок и предположений, которые лягут в основу документа, с высокой долей вероятности был выигрышным, сверхприбыльным и малорисковым, «низковисящим». Иными словами, мы предлагаем вам провести разговор о возможностях и сформулировать стратегию — а результирующий документ назвать бизнес-планом.

 

Команда учредителей данного бизнес-проекта покивала головой и пошла думать.

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
148
Войти
в библиотеку компании