Как сформулировать стратегию экономического развития отрасли, города, региона

Несколько методов, стимулирующих групповое воображение участников стратегических сессий.

 

Как подготовить и провести стратегическую сессию по экономическому развитию отрасли или территории? Недавно получили два подобных запроса от наших старых партнеров и друзей. В одном случае уже приступаем к работе, во втором пока только вырабатываем концепцию.

 

И конечно это происходит с нами далеко не впервые. Ведь мы уже работали и с государственными органами, и с отраслевыми ассоциациями. Везде нужна стратегия, всюду у людей одна и та же проблема — борьба за человеческие решения, борьба за ресурсы в условиях конкуренции. Абсолютно все в этой ситуации, даже — особенно! — государственные и общественные институты.

 

Существует огромный объем специализированных знаний по экономическому развитию, различные школы экономической и политической теории и идеологии, мировые институты, эксперты, давосы и нобелевские лауреаты. Есть бесконечная гора литературы, «фабрики мысли», университетские факультеты и курсы, аналитические отчеты, самые разнообразные «фреймворки», идеологии и технологии выработки экономических стратегий. Но я бы хотел выделить несколько управленческих, процессуальных технологий, которые позволяют группе участников собраться на стратегическую сессию и «найти стратегию», определить победную точку развития экономики.

 

Один из наиболее интересных приемов — это «инвестиционная конференция». Каждому участнику события можно выдать по «миллиону долларов» и попросить его «инвестировать» этот миллион, распределить его между теми идеями, проектами и инициативами, которые звучат на стратегической сессии. В результате происходит реальное отделение «зерен от плевел», и группа выходит из тупика обсуждения высоких и амбициозных идей в область расстановки ясных приоритетов развития.

 

Еще один интересный ход — он подходит в тех случаях, когда необходимо не формировать с нуля, но доработать реализуемую стратегию — это провести совместный аудит и «дожатие» текущих стратегических инициатив. Реализуемый портфель проектов стратегического развития можно оценить, например, по методике Полковникова (миссия, поддержка руководства, четкие планы, технологии, исполнители и т. д.) или по любой другой, которая позволит определить уровень «здоровья» тех инициатив, которые реализуются в настоящее время. А дальше можно попросить участников скорректировать стратегию путем формирования матрицы решений «упразднить–снизить–повысить–создать», предложенной специалистами по неконкурентным, «голубо-океанным» стратегиям французскими профессорами Кимом и Моборн. (К слову, в целом выработка «стратегий голубого океана» прекрасно работает для отраслей, городов и регионов. К сожалению, обсуждение этой темы выходит далеко за рамки настоящего сообщения.) Подобная процедура позволит группе сделать две вещи: во-первых, всласть обсудить текущую стратегию, а также, во-вторых, ярко выраженным образом сформулировать «разницу», «дельту» между тем, что мы делаем сейчас, и тем, что нам следовало бы делать.

 

Еще один будоражащий группу метод нахождения решений — это методика pre-mortem Дэниэла Канемана. «Премортем» — это групповой мысленный эксеримент по моделированию полного краха начинаний, инициатив и надежд группы. Стоики говорят «назначь дату своей смерти» и «напиши надгробную речь о самом себе». Примерно то же самое, но применительно к стратегии группы рекомендует делать нобелиат Канеман. Представьте, что через год от сегодняшнего дня вы потерпели оглушительное поражение, дальше опишите, почему это произошло, а уже затем придумывайте, что вы будете делать, чтобы предотвратить подобное развитие событий.

 

(Вообще, есть интересный ход по выработке решений — позволяющий на всю катушку включить в групповую работу нытиков и негативщиков — под названием «как мы можем ухудшить ситуацию». Как мы можем снизить лояльность наших клиентов? Как мы можем повысить текучесть кадров? Как мы можем отвратить инвестиции от нашего региона? Сформулируй стратегию ухудшения ситуации и затем действуй ровно наоборот.)

 

Вот такой, друзья, ушат консультационной мудрости, точнее, хитрости на ваши головы с утра! В то время как передовые представители человечества создают гениальные стратегии экономического развития, мы с коллегами придумываем «хаки», позволяющие «геймифицировать», превратить в увлекательную игру саму выработку стратегии. Если у вас хороший процесс мышления, то у вас будет и хорошая стратегия. А в отсутствие хорошего процесса последнее далеко не гарантировано.

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
226
Войти
в библиотеку компании