Корень зла, или Почему люди теряют мотивацию и опускают руки

Человек не просто стремится к материальному или нематериальному вознаграждению. И человек не просто работает из любви к прекрасному, не просто актуализирует свои способности, дарования, знания и навыки по назначению. Оказывается человеку нужно и нечто еще — и при этом крайне для него важное.

 

Мы в РКГ «Стратегии устойчивого развития» давно размышляем о том, в чем заключаются ключи к мотивации человека.

 

Традиционный подход гласит, что мотивация человека состоит в его целях или потребностях, в его стремлении достичь результата. И если, говорит традиционный подход, ты хочешь обеспечить высокую мотивацию человеку, то нужно замотивировать этого человека на этот результат. Нужно обеспечить ему вознаграждение, материальное или нематериальное, «коврижки» за достижение результата — и тогда человек тебе этот результат сделает.

 

Мы же давно поняли, что картина вовсе не так проста. Из всех теорий мотивации человека нам наиболее близка оказалась «теория ожиданий» Виктора Врума. Этот подход утверждает, что на человека влияет далеко не только «морковка», обещанная ему за результат — материальная и нематериальная. На человека влияет прежде всего его собственная способность достичь результата, «знание как» его достичь. Чем большим объемом факторов достижения результата обладает человек, тем он более будет замотивирован на вложение усилий и достижение этого результата. Ведь тем вероятнее для него становится это достижение результата.

 

Мы замотивированы на достижение вероятных вещей. Мы вряд ли будем сильно замотивированы перспективой движения к невероятным вещам. Именно это говорит нам теория ожиданий Виктора Врума.

 

Что же входит в список «факторов достижения результата», в список «факторов, повышающих вероятность успеха», с точки зрения автора? Во-первых, это способности и навыки: обладает ли человек знаниями и навыками, необходимыми для достижения результата? Во-вторых, это ресурсы, инструменты, материалы, информация. В-третьих, время, выделенное для достижения задачи. И так далее. Данный перечень включает еще ряд факторов и причин.

 

Но недавно мне сказали о еще одном важнейшем факторе, который воздействует на человека и либо мотивирует, либо демотивирует его. Это прозрачность системы вознаграждений.

 

Один менеджер много лет не может просчитать свою зарплату! Она просто не понимает, как формируется заработная плата, потому что это происходит непрозрачным образом. Что этому человеку насчитают в бухгалтерии, то она и получит — она уже опустила руки и не пытается с этим разобраться. И вместе с ней вся компания.

 

Вот корень зла — не лентяйство, не незнание, не отсутствие способностей/времени/ресурсов/целей. Непрозрачность системы мотивации отнимает у людей стимулы к продуктивности и развитию. Вся компания сидит, имитируя бурную деятельность, грызясь друг с другом и ничего серьезного не предпринимая — потому что они находятся в тумане относительно уровня своего вознаграждения. Они даже могут и знать, как получить результат — но они боятся несправедливости. Компании кажется, что она оставляет за собой особый уровень контроля над ситуацией, не установив ясности в системе вознаграждения. А на самом деле она сама себя губит подобной политикой.

 

Вот он, корень зла — непрозрачность системы вознаграждения. Несправедливость.

 

И это проблема, которая сдерживает развитие не просто отдельной компании, но и России в целом.

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
473
Войти
в библиотеку компании