Корпоративный глоссарий как стратегия развития

«Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью».

 

«Хамите, парниша». «Поедем на таксо». «Не учите меня жить!».

 

Кто не помнит бессмертного персонажа «людоедку Эллочку» Ильфа и Петрова!

 

Бизнес, как правило, не привередлив к словам. Хоть горшком назови, что называется, только в печь не ставь. Главное обеспечить результат — рост бизнеса и прибыль — а уж какими словами мы при этом оперируем, кажется вовсе не таким уж важным.

 

И в этом состоит ошибка бизнеса, как нас недавно заставил осознать один неординарный и прозорливый клиент.

 

Этот человек — мощный и опытный управленец — попросил нас составить корпоративный глоссарий для того, чтобы подвергнуть «идеологической обработке» своих коллег на стратегической сессии. И дал нам конкретный состав терминов и понятий, который, по его мнению, в наибольшей степени необходим его бизнесу.

 

Мы сильно удивились. Но словарь составили. И продолжили думать на эту тему. И хотим вам, уважаемые читатели, предприниматели и управленцы, сообщить следующее.

 

Все ресурсы любой компании, сколь бы ни была уникальна компания, и сколь бы ни были уникальны сами ресурсы, в конечном счете поступили в компанию из внешней среды. Это утверждение истинно для абсолютно всех ресурсов, начиная с денег, и заканчивая нефтяными скважинами, людьми, репутацией, клиентскими взаимоотношениями, технологиями. (Есть активы, которые были наработаны внутри компаний — такие как бренды, или программное обеспечение, или прорывные инновации — но в конечном счете они все равно были созданы на основе исходного «сырья», полученного из внешней среды.)

 

Итак, внешняя среда есть источник всех ресурсов. Что из этого следует? Из этого следует, что различия в результатах деятельности компаний зависят вовсе не от наличия или отсутствия ресурсов, как считает ресурсная школа бизнес-стратегии (resource-based strategy). Ведь компании все равно все ресурсы берут из одного места — из внешней среды. Различия в результатах деятельности компаний являются итогом различной способности компаний извлечь ресурсы из внешней среды. Таков главный тезис знаниевой школы бизнес-стратегии (knowledge-based strategy).

 

«Места надо знать», — вот что говорит нам знаниевая школа стратегии. Дело не в ресурсах, дело в нашем знании о том, куда и как за ними обратиться, чтобы суметь их взять.

 

И здесь критически важным становится словарный запас компании, словарный запас предпринимателя и управленца. Какими словами и понятиями мы оперируем в нашей деятельности? Какими словами мы «беремся» за внешнюю среду, «обращаемся» к ней? Каковы «имена» тех ресурсов, которые мы ищем? Каковы «названия» тех мест, в которых мы их ищем? Каковы «присказки» и «уговоры», которыми мы увещеваем наши ресурсы?

 

Стратегия — это заклинание, которое мы произносим над бизнесом и которое увеличивает его стоимость.

 

Как это ни странно, словарный запас, лексикон — является самым главным активом и самым главным ресурсом в бизнесе, потому что именно он позволяет привлечь все остальные ресурсы и сделать все остальное в бизнесе.

 

«Вначале было слово», — сказано в Евангелии.

 

Именно словами мы «хватаемся за действительность» — а не руками и не механизмами. Именно словами мы осмысляем жизнь, принимаем решения, выбираем направление развития, ставим цели. Именно произносимыми словами мы отличаемся друг от друга. Именно наши слова есть тот неприкосновенный запас, тот невидимый источник бытия, определяющий и направляющий наше грядущее. Именно слова нужно накапливать, развивать, лелеять, тщательно отбирать. Переходить от плохих слов к хорошим, от злых слов к добрым, от отсталых слов к прогрессивным, от поверхностных слов к сущностным.

 

Какие же слова вошли в глоссарий, который нас попросил разработать наш мудрый клиент?

 

Вот они:

  1. Конкуренция
  2. Конкурентные преимущества
  3. Методы снижения издержек
  4. Колебания на рынке
  5. Организация
  6. Сеть
  7. Сертификация
  8. Методы конкуренции
  9. Потенциал взаимодействия с государством
  10. Эксперт на рынке
  11. Лидер на рынке
  12. Социальная ответственность
  13. Планирование
  14. Бюджет
  15. Технология продаж
  16. Маркетинг
  17. Интеллектуальные активы
  18. Реклама
  19. Система
  20. Анализ
  21. Синтез и интеграция
  22. Позиционирование
  23. Стоимость компании
  24. Цель
  25. Задача
  26. Операция
  27. Трудозатраты
  28. Проект
  29. Цена
  30. Государство

 

Я не даю здесь определений, потому что тогда заметка станет необъятной, да и определения, скорее, даже менее важны чем сам состав используемых слов. (Определения слова «справедливость» могут быть совершенно разными, но, при прочих равных условиях, у того, кто знает хоть что-то о слове «справедливость» и хоть как-то его использует, гораздо больше шансов оказаться справедливым человеком, чем у того, кто совершенно не подозревает о существовании этого слова и ни разу в жизни его не произносил.)

 

А какие слова используете вы? А какие слова вошли в ваш корпоративный глоссарий?

 

По стечению обстоятельств, в перечень нашего клиента входит ровно 30 слов. Но отличаются они от слов Эллочки-людоедки как небо от земли. Они воплощают не просто иную стратегию, но совершенно другой способ бытия и деятельности.

 

Запишите топ-30 слов, которые вы используете — и я скажу вам вашу судьбу.

 

Алексей Пан

Войти в библиотеку компании
779
Войти
в библиотеку компании